Дополнительная общеразвивающая программа КИСТОЧКА

1

Оглавление
1. Целевой раздел ......................................................................................................................3
1.1. Пояснительная записка .......................................................................................................................... 3

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы ............................................................................................... 5
1.1.2

Принципы и подход к формированию Программы ........................................................................ 7

1.1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики .......................................... 8

1.2

2

Планируемые результаты освоения Программы ................................................................................ 9

Содержательный раздел .....................................................................................................9

2.1. Учебный план....................................................................................................................................... 18
2.2. Учебно-тематический план .................................................................................................................. 19
2.3. Учебный календарный график............................................................................................................. 27
2.4. Рабочая программа............................................................................................................................... 32
2.4.1 Рабочая программа 1 года обучения .................................................................................................. 32
2.4.2 Рабочая программа 2 года обучения ................................................................................................. 33
2.4.3 Рабочая программа 3 года обучения ................................................................................................. 34
2.4.4 Рабочая программа 4 года обучения .................................................................................................. 35
2.5. Оценочные материалы ......................................................................................................................... 36

3. Организационный раздел ....................................................................................................41
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы .......................................................................... 41

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ....................... 42
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ................................. 43

2

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа составлена в соответствии со
следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Закон РФ «Об образовании» (принят 10 июля 1992 г. № 3266-1 в ред. от
27.12.2009 № 374-ФЗ);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН
2.4.1.2660-10» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от
22.07.2010 № 91);
- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (утв.
Постановлением Правительства РФ от 12 января 2008 г.№ №666);
- «Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом
Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 8
февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
- «Федеральные государственные требования к условиям реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами,
определенными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в
практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой
и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в
совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и
при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы
ее формирования, создание условий для развития функционально грамотной
личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы),
используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения, и
навыки, и оставаясь при этом человеком.

3

Данная цель определяет систему психологических принципов, отражающих
наше представление о значении дошкольного возраста для становления и
развития личности ребенка.
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип
развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно ориентированные принципы (принцип целостности
содержания образования, принцип смыслового отношения к миру, принцип
систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения
культурой.
в) Деятельностно ориентированные принципы (принцип обучения
деятельности, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие,
креативный принцип).
Актуальность предмета «Изодеятельность». Изобразительное искусство
имеет важное значение в развитии и воспитании учащихся. В процессе занятий по
предмету осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей –
сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является
условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей
личности.
Художественно-эстетическое развитие ребенка рассматривается как важное
условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой
культуры и в тоже время как способ самопознания и самоидентификации.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме
в процессе художественного творчества каждого ребенка.
Сегодня, наряду с приоритетом знаний провозглашается личностный
подход к учащимся, эмоционально-творческое отношение к миру, особое
внимание уделяется формированию мировоззрения и системы ценностей.
Базовая культура человека, фундамент всех видов мышления закладывается
в дошкольном возрасте. Именно тогда формируются основы эстетического
воспитания, так как в этот период мозг и весь организм человека наиболее
восприимчивы к новому (Г.А.Кураев, Т.Н.Маляренко, Ю.Е.Маляренко).
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста стимулирует раннее
творческое развитие, которое гармонизует растущего человека, помогает
развивать психические функции и личностные качества.
Методологической основой данной программы является концепция
непрерывного художественного образования, разработанная под руководством
народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского. Искусство
и детская художественная деятельность рассматриваются не как самоцель, а как
мощное средство формирования отношения ребенка к миру и к себе, как средство
духовного воспитания.

4

1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Программа курса «Изодеятельность» рассчитана на четыре года. Каждый
год обучения включает 72 аудиторных занятия. Режим занятий: 2 занятия в
неделю. Продолжительность занятий для детей 3-4-го г/жизни - 15 мин., 4-5-го
г/жизни – 20 мин., для детей 5-6-го г/жизни – 25 мин., 6-7-го года жизни – 30
минут.
Возраст детей – 3-7 лет - наиболее оптимальный для закладывания основ
эстетического восприятия, эстетического отношения к искусству и
действительности, а также формирования и развития творческого потенциала
будущей личности.
В программе художественно-эстетического воспитания дошкольников
рассматривается не только возможность накопления знаний, умений и навыков, а
прежде всего развитие природных творческих задатков и формирование
отношения ребенка к миру, проявляющихся в таких категориях, как
мирочувствование, мироотношение и миропонимание.
Цель курса: воспитание художественно-эстетической культуры ребенка
через призму духовно-нравственных ценностей и художественное творчество.
Основные задачи занятий:

формирование
нравственно-эстетической
отзывчивости,
эмоционально-ценностного отношения к миру;

формирование творческой активности в различных видах
художественной деятельности;

формирование знаний, умений и навыков как инструментария
в решении содержательных (выражение отношения) и творческих задач,
связанных с созданием детьми посильного художественного образа.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

Осуществление
эстетически-нравственного
и
трудового
воспитания учащихся

Развитие
способности
к
эмоционально-ценностному
восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру

Вооружение учащихся знаниями элементарных основ
реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по
памяти, по воображению; ознакомление с особенностями работы в области
декоративно-прикладного и народного творчества;

Развитие
у
детей
изобразительных
способностей,
художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства,
понимание прекрасного

Воспитание интереса и любви к искусству

Содействовать развитию у учащихся процессов анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, сравнения, обобщения

Воспитывать умение планировать свою деятельность, намечать
последовательность выполнения рисунка

Формы контроля

5

Контроль над степенью овладения художественными навыками
осуществляется как в процессе каждого занятия. Особой формой контроля
является работа над групповым проектом, позволяющая наблюдать наличие
навыков в комплексе.
На уроках используются два способа работы с детьми: креативный и
имитационный. Имитационный способ включается в случае необходимости
показать образец действия, чтобы затем привлечь детей к фантазированию,
придумыванию чего-либо неожиданного, неординарного, направить их
деятельность к творчеству.
Определяя цель урока, учитель выбирает способ работы, но очень важно на
каждом уроке искать возможность создания ситуации для развития детского
воображения – источника творчества.
Виды деятельности
1. Изобразительная (изображение - рисование различными графическими
материалами, красками, лепка.)
2. Декоративная (украшение — аппликация, работа в различных
материалах).
3. Конструктивная (постройка — бумажная пластика, объемное и
плоскостное конструирование из природных материалов, геометрических фигур).

Структура программы
Программа по изобразительному искусству рассчитана на четыре года — на
обучение детей от трех до семи лет.
Каждый этап обучения — это новая ступень образного освоения ребенком
окружающего мира.
Каждый год обучения предлагает новые уровни сложности, оправданные с
точки зрения психофизиологических возможностей ребенка.

3-4-й год жизни: Первоначальное освоение ребенком
художественных материалов.

4-5-й год жизни: Первоначальное творческое приобщение детей
к окружающему миру и накопление опыта отношения к нему.

5-6-й год жизни: Первоначальное развитие умение видеть
красоту природного мира.

6-7-й год жизни: Первоначальное развитие воображения и
фантазии, умение видеть единство природы и фантазии.
Куликова Светлана Юрьевна – педагог дополнительного образования.
2011г. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Квалификация: Педагог профессионального обучения.
Специализация: профессиональное обучение (дизайн)

6

1.1.2 Принципы и подход к формированию Программы

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования
программы:
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение)
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В Программе учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий
детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного
образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

7

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики

Сроки реализации программы - 4 года 2 раза в неделю, 72 занятия в год.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы 3 – 7 лет.
Условия набора детей в группу: принимаются все желающие.
Формы и режим занятий. Содержание занятий ориентировано на
добровольные одновозрастные группы детей:
3 – 4 года – наполняемость до 8 человек;
4 – 6 лет – наполняемость до 12 человек;
6 – 7 лет – наполняемость до 15 человек.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Продолжительность занятий:
3 – 4 года – 15 минут;
4 – 5 лет – 20 минут;
5-6 лет – 25 минут
6-7 лет – 30 минут.
Основание – нормативные требования СанПиН 2.4.1.3049-13,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 15.05.2013 г. N 26.
Программа включает в себя два модуля: разделы в программе называются
модули. Каждый из них решает свои обучающие, развивающие и воспитательные
задачи.

8

1.2 Планируемые результаты освоения Программы

Требования результату образования обучающихся:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного
предмета по программе «Изобразительное искусство»:

Чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

Уважительное отношение к культуре и искусству других народов
нашей страны и мира в целом;

Сформированность эстетических чувств, наблюдательности и
фантазии;

Сформированность эстетических потребностей (потребностей в
общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности), ценностей и чувств;

Развитие
эстетических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определят наиболее эффективные способы достижения
результата;

Овладение умением творческого видения с позиции художника,
т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам;

Умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
Предметные результаты характеризуют опыт дошкольников в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:

Сформированность первоначальных представлений о роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;

Сформированность основ художественной культуры, в том числе
на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимания красоты как ценности, потребности в
художественном творчестве и общении с искусством;

9

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструировании);

Эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего
мира;

Способность компоновать на плоскости листа задуманный
художественный образ;

Освоение умений применять в художественно-творческой
деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;


Интеграти
вные
качества
1.Физически
развитый,
овладевший
основными
культурногигиеническ
ими
навыками.

Динамика формирования интегративных качеств
3-4-й год жизни

4-5-й год жизни

5-6-й год жизни

6-7-й год жизни

Уровень развития
мелкой моторики
позволяет ребёнку
овладеть
необходимыми
(прописанные в
программе
воспитания и
обучения)
специальными
умениями и
навыками

Уровень развития
мелкой моторике
позволяет ребёнку
овладеть
необходимыми
(описанные в
программе
воспитания и
обучения)
специальными
умениями и
навыками.

Уровень
развития мелкой
моторики
позволяет
ребёнку
овладевать
необходимыми
(описанными в
программе
воспитания и
обучения)
специальными
умениями и
навыками.
2.Любознате Начинает
Проявляет
Проявлять
льный,
проявлять интерес интерес к
устойчивый
активный
к произведениям произведениям
интерес к
народного,
народного
произведениям
декоративноискусства,
народного,
прикладного
декоративнодекоративноискусства, с
прикладного
прикладного и
которыми можно искусства с
изобразительног
действовать
понятным для
о искусства.
(матрёшка,
него
Интересуется
Богородская
содержанием,
материалом, из
деревянная
задаёт вопросы.
которого
игрушка и др.), к Способен
выполнены
изобразительным самостоятельно
работы, их
материалам.
действовать в
содержанием.
Проявляет
повседневной
Начинает
активность,
жизни с
проявлять
манипулируя и
изобразительным активность при
экспериментируя и материалами,
обсуждении

Уровень
развития мелкой
моторики
позволяет
ребёнку
овладевать
необходимыми
специальными
умениями и
навыками.

Проявляет
устойчивый
интерес к
произведениям
народного,
декоративноприкладного и
изобразительног
о искусства.
Интересуется
историей
создания
произведений
искусства.
Активно
использует
разнообразные
изобразительные
материалы для
10

с
изобразительным
и материалами и
деталями
конструктора,
называя
созданные
изображения

вопросов,
которые для него
социально
значимы, задаёт
вопросы.
Способен
самостоятельно
действовать в
повседневной
жизни,
экспериментируя
с красками,
пластическими,
природными и
бросовыми
материалами для
реализации
задуманного им.
3.Эмоционал Начинает
Начинает
Эмоционально
ьно
проявлять
эмоционально
откликаться на
отзывчивый эмоциональную
откликаться на
произведение
отзывчивость к
произведения
искусства, в
красоте природы искусства, в
которых с
и произведениям которых переданы помощью формы
изобразительного разные
и цвета переданы
искусства, в
эмоциональные
разные
которых переданы состояния людей, эмоциональные
понятные ему
животных
состояния
чувства и
(радуется,
людей,
отношения (мать сердится).
животных
и дитя)
(радуется,
сердится) и
освещены
проблемы,
связанные с его
социальным
опытом.
4.Овладевши
й средствами
общения и
способами
взаимодейст
вия со
взрослыми и
сверстникам
и.

пластическими
материалами,
используя
различные
способы действия
с ними, деталями
конструктора.

реализации
собственных и
поставленных
другими целей.

Эмоционально
откликается на
произведения
изобразительног
о искусства и
может
«прочитывать»
настроение
героев,
состояние
природы
воспринимать и
понимать
средствами
выразительности
, с помощью
которых
художники
добиваются
создания образа.
Проявляет
Начинает
Участвует в
Участвует в
заинтересованнос проявлять
партнёрской
партнерской
ть в общении со
заинтересованнос деятельности со деятельности со
взрослыми и
ть в
взрослыми.
взрослым.
сверстниками. В сотрудничестве со Осознает
Способен
случае
взрослыми как с преимущества
согласовывать
затруднения
партнёром.
общего продукта содержание
обращается к
Участвует в
деятельности
совместной
взрослому за
обсуждении
(общими
работы со
помощью. Охотно будущего проекта усилиями можно сверстником,
11

демонстрирует
взрослым и
сверстникам
результаты своей
практической
деятельности
(рисунок, лепку,
конструкцию и
др.)
5.Способный
управлять
своим
поведением
и
планировать
свои
действия на
основе
первичных
ценностных
представлен
ий,
соблюдающи
й
элементарны
е
общепринят
ые нормы и
правила
поведения

Может управлять
своим поведением
под руководством
взрослого и в тех
случаях, когда это
для него
интересно или
эмоционально
значимо.
Способен
соблюдать
общепринятые
нормы и правила
поведения:
бережно
относиться и не
портить
(разрушать)
работу сверстника
(рисунок, лепку,
конструкцию); не
мешать другим
детям, когда они
рисуют, лепят,
конструируют
(громко не
разговаривать, не
толкать и др.
6.Способный Способен ставить
решать
простые цели и
интеллектуал при поддержке и
ьные и
помощи взрослого
личностные реализовывать их
задачи
в процессе
(проблемы), деятельности
адекватные
возрасту

деятельности.
Начинает
воспринимать со
стороны
взрослого
замечания,
предложения,
направленные на
совершенствовани
я созданного им
продукта.
Может управлять
своим поведением
под руководством
взрослого и в тех
случаях, когда это
для него
интересно или
эмоционально
значимо.
Способен
соблюдать обще
принятые нормы и
правила
поведения: не
использует работу
сверстника без его
разрешения; по
окончании работы
убирает своё
место.

создать большое
панно для
украшения
группы).
Проявлять
готовность к
совместной с
другими детьми
деятельности и
охотно участвует
в ней.
Начинает
управлять своим
поведением.
Способен
соблюдать
общепринятые
нормы и правила
поведения: на
основе образца,
заданного
взрослым,
осуществляет
подготовку
своего рабочего
места к
изобразительной
деятельности, а
за тем убирает
материалы и
оборудование;
доброжелательно
и уважительно
относится к
работам
сверстников.

договариваться с
ним о том, что
будет
изображено
каждым из детей
на общей
картинке и
действовать в
соответствии с
намеченным
планом.
Может
управлять своим
поведением.
Доброжелательн
ои
конструктивно
анализирует и
оценивает
продукты
деятельности
других; бережёт
и экономно
использует и
правильно
хранит
материалы и
оборудование
для
изобразительной
деятельности.

Способен ставить
несколько
простых, но
взаимосвязанных
целей (нарисовать
и закрасить
созданное
изображение) и
при поддержки

Способен
ставить цель, для
реализации
которой
потребуется
осуществление
нескольких
взаимосвязанных
действий и при

Способен в
процессе
создания
изображения
целенаправленно
следовать к
своей цели,
преодолевая
препятствия и не
12

взрослого
реализовать их.

7.Имеющий
первичные
представлен
ия о себе,
семье,
обществе
(ближайшем
социуме),
государстве
(стране),
мире и
природе

Может
примитивно
нарисовать себя,
своих друзей,
родных,
изобразить
простые
предметы,
природу, явления
окружающей
действительности,
передовая общие
признаки,
относительное
сходство по
форме и
некоторые
характерные
детали образа
(галстук у папы,
бусы – у мамы и
т.п.), дополняя
созданное
изображение
рассказом о нем

Примитивно
изображает то,
что для него
(мальчика или
девочки)
интересно – себя,
своих друзей,
родных и близких,
образы
окружающего
мира (овощи,
фрукты, деревья,
кустарники,
животные и
человек,
сооружения,
машины и др.);
явления природы
(дождь, снегопад
и др.) и яркие
события
общественной
жизни (праздники
и др.). Начинает
самостоятельно
находить для
изображения
простые сюжеты в
окружающей
жизни,
художественной
литературе и
природе.
8.Овладевши Начинает
Слушает
й
овладевать
взрослого и
универсальн умением слушать выполняет его
ыми
взрослого и
инструкцию.
предпосылка выполнять его
ми учебной инструкцию.
деятельности

поддержки
взрослого
добиваться
результата.

Понятно для
окружающих
рисует и лепит
то, что для него
(мальчика или
девочки)
интересно или
эмоционально
значимо.
Самостоятельно
находит в
окружающей
жизни,
художественной
литературе и
природе простые
сюжеты для
изображения и
передаёт их с
помощью
доступных
средств
выразительности
(формы,
пропорции,
цвета). Начинает
интересоваться
историей
народных
промыслов.

При создании
рисунка, лепки,
аппликации и в
конструировании
начинает
овладевать
умениями
работы по

отказываясь от
своего замысла,
который
становится
опережающим,
до получения
результата.
В рисунке и
лепке
выразительно
передаёт то, что
дл него
интересно или
эмоциональнозначимо,
отражая
характерные
признаки:
очертания
формы и цвет.
Самостоятельно
находит в
окружающей
жизни,
художественно
литературе
простые сюжеты
для
изображения.
Испытывает
чувство
уважения к
труду народных
мастеров.

При создании
рисунка, лепки,
аппликации и
конструировании
умеет работать
по правилу и
образцу.
Способен под
13

правилу и
образцу.

9.Овладевши
й
необходимы
ми умениями
и навыками

В штрихах,
мазках и
пластической
форме улавливать
образ.
Рисование
Умеет: правильно
держать
изобразительные
материалы
(карандаш,
фломастер,
восковые мелки,
кисть и др.) и
действовать с
ними;
Проводить линии
в разных
направлениях,
обозначая контур
предмета и
наполняя его
деталями, что
делает
изображаемый
предмет
узнаваемым;
Дополнять
созданное
изображение
рассказом о нём.
Лепка
Умеет:

руководством
взрослого и
самостоятельно
оценить
результат
собственной
деятельности,
определить
причины
допущенных
ошибок,
наметить пути их
исправления и
добиться
результата.
Умеет:
Умеет при
Может создать
В штрихах,
создании
новое
мазках и в
изображения
произведение,
пластической
проявлять
придумать
форме улавливать элементы
варианты одно и
образ и
воображения,
той же темы,
рассказывать о
фантазии.
отталкиваясь от
нём.
Рисование
отдельных
Рисование
Умеет:
признаков в
Умеет:
Рисовать гуашью действительност
Понятно для
(по сырому и
и в сочетании с
окружающих
сухому);
направленность
изображать всё то, Использовать
ю воображения
что вызывает у
способы
на решение
него интерес;
различного
определённой
Передавать
наложения
творческой
характерные
цветового пятна задачи. Может
признаки
и цвет, как
подчинять своё
предмета:
средства
воображение
очертания формы, передачи
определённому
пропорции, цвет; настроения,
замыслу,
Путём
состояния,
следовать
смешивания
отношения к
заранее
краски создавать изображаемому намеченному
цветовые тона и
или выделение в плану, внося в
оттенки.
рисунке
него некоторые
Лепка
главного;
коррективы.
Умеет:
Украшать
Действуя с
созданные
пластическим
изображения.
материалом
Лепка
(глиной,
Умеет:
пластилином,
Лепить из целого
14

Действуя с
пластическим
материалом
(глиной,
пластилином,
пластической
массой),
отщипывать или
отрывать от
основного куска
небольшие
комочки,
скатывать,
сплющивать,
прищипывать и
оттягивать
отдельные детали,
создавая
изображение
знакомых овощей,
фруктов и др.
Аппликация
Умеет:
Различать детали
конструктора по
цвету и форме
(кубик, кирпичик,
пластина,
призма);
Создавать
простейшие
постройки: путём
размещения по
горизонтали
кирпичиков,
пластин и
накладывая 4 - 6
кубиков или
кирпичиков друг
на друга; а также
путем
замыканием
пространства и
использования
несложных
перекрытий.

пластической
массой),
отщипывать или
отрывать от
основного куска
небольшие
комочки и
раскатывать их
круговыми или
прямыми
движениями
ладоней рук;
Соединять
готовые части
друг с другом;
Украшать
созданные
изображения с
помощью сетки.
Аппликация
Умеет:
Разрезать
ножницами
длинную полоску
бумаги на
короткие полосы;
Составлять по
образцу
композицию из 2
– 4 готовых
вырезанных из
бумаги форм и
наклеивать их.
Конструирование
Умеет:
Различать детали
конструктора по
цвету и форме
(кубик, кирпичик,
пластина,
призма);
Располагать
кирпичики,
пластины
вертикально (в
ряд, по кругу, по
периметру
четырёхугольника

куска глины,
моделируя
форму
кончиками
пальцев,
сглаживать
места
соединения;
Оттягивать
детали пальцами
от основной
формы.
Аппликация
Умеет
пользоваться
ножницами
(вырезать круги
из квадратов,
овалы из
прямоугольнико
в,
преобразовывать
одни
геометрические
фигуры в другие:
квадрат в
несколько
треугольников,
прямоугольник –
в полоски,
квадраты и
маленькие
прямоугольники)
.
Конструировани
е
Умеет:
Сооружать
различные
конструкции
одного и того же
объекта в
соответствии с
их назначением
(мост для
пешеходов, мост
для транспорта);
Определять,
15

), ставить их
плотно друг к
другу, на
определённом
расстоянии;
Создавать
варианты
конструкций с
добавлением
других деталей
(на столбики
ворот ставить
трёхгранные
призмы, рядом со
столбами –
кубики др.);
Изменять
постройки двумя
способами:
заменяя одни
детали другими
или надстраивая
их в высоту,
длину (низкая и
высокая башенка,
короткий и
длинный поезд);
Практически
знаком со
свойствами
разной бумаги;
Владеет
способами
конструирования
путём
складывания
квадратного листа
бумаги: 1) по
диагонали; 2)
пополам с
совмещением
противоположных
сторон и углов и
может
изготавливать
простые поделки
на основе этих
способов.

какие детали
более всего
подходят для
постройки, как
их
целесообразнее
скомбинировать;
Планировать
процесс
возведения
постройки в
соответствии с
заданным
условиями
(машины для
разных грузов;
гаражи для
разных машин и
др.);
Понимать
зависимость
структуры
конструкции от
её практического
использования;
Владеть
обобщенными
способами
формообразован
ия в работе с
бумагой
(закручивать
прямоугольник в
цилиндр, круг в
тупой конус) и
создавать разные
выразительные
поделки на
основе каждого
из них;
Создавать
игрушки для игр
с водой, ветром,
для оформления
помещений в
праздники, для
игр –
драматизаций,
16

спортивных
соревнований,
театральных
постановок и др.
Осваивать
способы
изготовления
предметов путём
переплетения
полосок из
различных
материалов, а
также в технике
папье – маше.

17

Содержательный раздел

2

2.1. Учебный план
1 год обучения
1 модуль
Всего часов

2 год обучения

31,5
4,5
36

31,5
4,5
36

26
10
36

26
10
36

18
18
36

72

1 год обучения

В минутах

4 год обучения

НОД:
НОД:
НОД:
НОД:
НОД:
НОД:
НОД:
НОД:
теоретическая практическая теоретическая практическая теоретическая практическая теоретическая практическая

72

2 модуль

3 год обучения

18
18
36

14
22
36

72

2 год обучения

14
22
36
72

3 год обучения

4 год обучения

НОД:
НОД:
НОД:
НОД:
НОД:
НОД:
НОД:
НОД:
теоретическая практическая теоретическая практическая теоретическая практическая теоретическая практическая

472,5
67,5
540

472,5
67,5
540
1080

520
200
720

520
200
720
1440

450
450
900

450
450
900
1800

420
660
36

420
660
36
2160

18

2.2. Учебно-тематический план
Дети 3-4-го года жизни
№

Тема:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Как гуляют карандаши (ватман, цветные карандаши)
Вот цветной фломастер, он чудесный мастер. (ватман, фломастеры)
Деревья на полянке. (пластилин, семена, картон)
Настоящее волшебство. (ватман, гуашь)
Кисть волшебная рисует. (ватман, гуашь)
Цветочки (пластилин)
Разноцветные дорожки. (ватман, гуашь)
Веселые шарики. (ватман, цветная бумага, фломастеры)
Яблоко. (ватман, гуашь)
Лепим и украшаем узорами. (пластилин)
Дождик. (ватман, гуашь)
Строим веселую пирамидку. (ватман, цветная бумага, клей)
Разноцветные листочки. (ватман, гуашь)
Добрый лев. (ватман, фломастеры, клей, цветная бумага)
Кукла-неваляшка. (ватман, фломастер, цветная бумага)
Рыбка. (картон, пластилин)
Кошка. (ватман, цветные карандаши)
Нарядная пластина. (пластилин, крошка, зерна)
Краски подружились. (ватман, гуашь)
Снежинки. (ватман, гуашь)
Зайчик. (пластилин)
Зимушка-зима. (ватман, гуашь)
Елочка в лесу. (картон, пластилин)
Варежки. (ватман, гуашь)
Лепим мы снеговика. (пластилин)
Дерево-снежинка. (ватман, гуашь, клей, бумажная снежинка)
Снеговик (картон, клей, ватные диски)
Котята-подарки. (ватман, цветная бумага, гуашь)
Снегурочка. (ватман, цветная бумага, фломастеры)
Зимний пейзаж. (ватман, гуашь)
Новогодняя елочка. (картон, пластилин, бусины)
Новогодняя открытка. (ватман, цветная бумага, клей)
Зайка-зайчишка. (ватман, гуашь)
Шарфик, шапку потеплей надевай малыш скорей. (ватман, гуашь,
цветная бумага, клей)
Сказка о том, как краски встретились и подружились. (ватман,

35

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

гуашь)
Строим дом. (ватман, цветная бумага, клей)
Разноцветный автобус. (ватман, гуашь)
Улиточка. (пластилин)
Мышка с сыром. (ватман, мелки)
Маленькие птички — воробушки, синички. (пластилин)
Самая красивая птица. (ватман, гуашь)
Сказочная птица. (ватман, цветная бумага, клей, фломастеры)
Машина. (ватман, гуашь)
Кораблик на просторе. (ватман, цветная бумага, клей, фломастеры)
Мимоза. (ватман, гуашь)
Матрешка. (ватман, гуашь, клей)
Ваза с цветами. (ватман, цветная бумага, клей, фломастеры)
Разноцветная лужайка. (ватман, гуашь)
Подснежники. (голубая бумага, гуашь.)
Верба распускается. (картон, клей, вата)
Первые листочки. (картон, пластилин)
Березки. (желтый картон, гуашь)
Волшебный цветок. (ватман, мелки)
Лошадка. (ватман, гуашь)
Веселый паровозик. (ватман, цветная бумага, клей, фломастеры)
Пушистые комочки — детки мамы-квочки. (ватман, гуашь)
Солнышки в траве. (ватман, мелки)
Пчелка. (ватман, гуашь)
Весенняя веточка. (ватман, гуашь, клей)
Кошечка. (пластилин)
Бабочка раскрывает крылья. (ватман, гуашь)
Среди цветов и травки ползают козявки. (пластилин)
Травушка-муравушка зелененькая (ватман, цветная бумага, клей)
Ландыши. (тонированная бумага, гуашь)
Божия коровка. (ватман, фломастеры, клей, цветная бумага)
Красивый коврик. (ватман, гуашь)
Солнечные зайчики. (ватман, мелки)
Весенние цветы. (пластилин)
Рыбки в пруду. (ватман, гуашь)
Солнышко лучистое. (ватман, гуашь)
Пчёлка. (ватман, фломастеры, пластилин)
Лето. (ватман, цветные карандаши, фломастеры)
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

20

Дети 4-5-го года жизни
№

Тема:

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Я письмо пишу. (ватман, цветные карандаши)
В царстве грибов. (картон, пластилин)
Задавака мухомор. (ватман, цветная бумага)
Арбуз с фруктами. (ватман, гуашь)
Букет в вазе. (ватман, гуашь, сухие листья)
Волшебный лес. (картон, пластилин, семена)
Осень водит «сочной» кистью. (ватман, гуашь)
Осень в лесу. (ватман, фломастеры, цветные карандаши)
Мы рисуем колючую сказку. (ватман, гуашь)
Ежик. (пластилин, семена)
Золотое дерево. (картон, цветная бумага)
Листья золотые кружат на ветру. (ватман, гуашь)
Волшебные цветы. (ватман, полоски цветной бумаги, клей,
фломастеры)
Дары осени (пластилин)
Рыжий кот. (ватман, гуашь)
Рыбка (синий картон, сухие листья и травы)
Паровоз. (ватман, цветная бумага, клей)
Жар-птица (картон, пластилин)
Замок доброго волшебника (ватман, мелки)
Варежки. (варежка форма, гуашь)
Зимний лес. (ватман, гуашь)
Зимнее царь дерево. (тонированная бумага, салфетки)
Зайчик. (синий картон, ватные диски)
Снежинки. (восковые мелки, акварель)
Снежные цветы. (ватман, гуашь)
Игрушки для елочки. (коробочка, цветная бумага, клей, мишура)
Белая сказка зимы. (тонированный лист бумаги, белила)
Елочка принимает гостей. (картон, пластилин, бусины)
Дед мороз. (пластилин)
Снегурочка. (цветная бумага, фломастеры)
Портрет деда Мороза. (ватман, гуашь)
Новогодняя композиция. Работаем вместе с мамой. (мишура, свеча,
салфетки, игрушки и т.д.)
Кисонька — мурысонька. (ватман, мелки)
Кошкин дом. (ватман, гуашь)
Теремок. (ватман, цветная бумага, фломастер)
Пушистые зверушки. (пластилин)
Клоун. (ватман, гуашь)
Аквариум. (картон, пластилин)

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Лиса и колобок (ватман, гуашь)
Я и мои игрушки. (ватман, фломастеры, цветные карандаши)
Мои любимые сказки. (пластилин, картон, зерна)
Богатырь. (ватман, гуашь)
Подарок для папы. (ватман, цветная бумага, фломастеры)
Портрет папы. (ватман, гуашь)
Открытка для мамы. (ватман, цветная бумага, фломастеры)
Портрет мамы. (ватман, гуашь)
Цветы в вазе. (ватман, фломастеры, цветная бумага)
Весна — красавица. (ватман, фломастеры, карандаши)
Глиняные сказки бабушки Ульяны. (форма барыни, гуашь)
Быстрые ручейки. (ватман, гуашь)
Первые листочки (ветки, пластилин)
Верба. (ватман, гуашь, вата)
Петушок - золотой гребешок. (ватман, фломастеры, клей, полоски
цветной бумаги)
Весенний солнечный букет. (ватман, гуашь)
Весенние цветы. (пластилин)
Пасхальное яйцо. (яйцо, мелки)
Кораблик. (ватман, гуашь)
Деревья в цвету. (ватман, гуашь)
Бабочки и цветы. (ватман, фломастеры)
Лошадка на лугу. (ватман, гуашь)
Нарядный коврик. (ватман, цветная бумага)
Кот — рыболов. (пластилин)
Павлин. (ватман, карандаши, шаблон - ладошка)
Салют. (ватман, восковые мелки, акварель)
Утка с утятами. (ватман, гуашь)
Рыбки в пруду. (синий картон, бумага, фломастеры)
Одуванчики. (ватман, мелки.)
Березки солнцем залиты. (желтый лист, гуашь)
Кит. (ватман, гуашь)
Солнышко лучистое. (ватман, гуашь)
Пчёлка. (ватман, фломастеры, пластилин)
Лето. (ватман, цветные карандаши, фломастеры)
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

22

Дети 5-6-го года жизни
№

Тема:

1
2
3
4
5

Летняя поляна (ватман, цветные карандаши, фломастеры)
Фрукты в вазе. (ватман, цветная бумага, клей)
В царстве грибов. (картон, пластилин)
Осенние слезы. (ватман, мелки, акварель)
Волшебные цветы. (ватман, полоски цветной бумаги, клей,
фломастеры)
Птица-осень. (ватман, фломастеры, сухие листья, клей)
Осень водит «сочной» кистью. (ватман, гуашь)
Дары осени. (ватман, гуашь)
Букет в вазе. (ватман, гуашь, сухие листья)
Осеннее дерево. (ватман, гуашь)
Волшебный лес. (картон, пластилин, семена)
Леденцовый город. (ватман, фломастеры, цветные карандаши)
Осень в лесу. (ватман, фломастеры, цветные карандаши)
Листья золотые кружат на ветру. (ватман, гуашь)
Жар-птица (картон, пластилин)
Осенний пейзаж. (ватман, гуашь, сухие листья, клей)
Рыбки в море. (ватман, пластилин)
Замок доброго волшебника (ватман, мелки)
Варежки. (варежка форма, гуашь)
Снежная сказка. (синий картон, бумага, салфетки, клей)
Зимнее царь дерево. (тонированная бумага, салфетки)
Зимний лес. (ватман, гуашь)
Снежные цветы. (ватман, гуашь)
Игрушки для елочки. (коробочка, цветная бумага, клей, мишура)
Дед Мороз — художник. (ватман, восковые мелки, акварель)
В лесу родилась елочка. (ватман, гуашь)
Новогодняя композиция. (мишура, свеча, салфетки, игрушки и т.д.)
Новогодняя игрушка (цветная бумага, клей, ножницы)
Елочка принимает гостей. (картон, пластилин, бусины)
Дед Мороз и Снегурочка. (ватман, гуашь)
Белая сказка зимы. (тонированный лист бумаги, белила)
Открытка с елочкой. (ватман, фломастеры, цветная бумага, клей,
мишура, блестки)
Мальвина. (ватман, цветные карандаши, фломастеры)
Кошкин дом. (ватман, гуашь)
Ленивый кот. (ватман, гуашь)
Пушистые зверушки. (пластилин)
Животные жарких стран. (ватман, мелки)
Аквариум. (картон, пластилин)

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Печальная история о лебеде. (ватман, гуашь)
Я и мои игрушки. (ватман, фломастеры, цветные карандаши)
Филимоновская игрушка. (пластилин)
Мои любимые сказки. (пластилин, картон, зерна)
Узорные сказки дедушки Филимона. (игрушка из пластилина,
гуашь.)
Подарок для папы. (ватман, цветная бумага, фломастеры)
Портрет папы. (ватман, гуашь)
Весна — красавица. (ватман, фломастеры, карандаши)
Цветы в вазе. (ватман, фломастеры, цветная бумага)
Подарок для мамы. (ватман, цветная бумага, клей, ножницы,
фломастеры.)
Портрет мамы. (ватман, гуашь)
Быстрые ручейки. (ватман, гуашь)
Подснежник. (ватман, гуашь, цветная бумага, клей.)
Солнечные зайчики. (ватман, мелки)
Верба. (ватман, гуашь, вата)
Петушок - золотой гребешок. (ватман, фломастеры, клей, полоски
цветной бумаги)
Деревья в цвету. (ватман, гуашь)
Роспись пасхальных яиц. (яйца, восковые мелки)
Бабочки и цветы. (ватман, фломастеры)
Веснушки весны — первые проталинки. (ватман, гуашь)
Весенний солнечный букет. (ватман, гуашь)
Ландыши. (ватман, пластилин)
Лошадка на лугу. (ватман, гуашь)
Удивительный мир насекомых. (ватман, пластилин)
Салют. (ватман, восковые мелки, акварель)
Птицы. (картон, цветная бумага, клей)
Птичье семейство. (ватман, гуашь)
Озорные рыбки. (цветной картон, цветная бумага)
Павлин. (ватман, акварель, шаблон - ладошка)
Березки солнцем залиты. (желтый лист, гуашь)
Радуга — радость красок. (ватман, гуашь)
Солнышко лучистое. (ватман, гуашь)
Пчёлка мама и её детки. (ватман, фломастеры, пластилин)
Звонкое лето (ватман, цветные карандаши, фломастеры)
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

24

Дети 6-7-го года жизни
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

Тема:
Как я провел лето. (ватман, цветные карандаши, фломастеры)
Фрукты в вазе. (ватман, цветная бумага, клей)
В царстве грибов. (картон, пластилин)
Натюрморт с рябиной. (ватман, гуашь)
Разноцветная сказка чудо — пластилина. (ватман, пластилин)
Птица-осень. (ватман, фломастеры, сухие листья, клей)
Волшебные цветы. (ватман, полоски цветной бумаги, клей,
фломастеры)
Осень на опушке краски разводила. (ватман, гуашь, листья)
Листья золотые кружат на ветру. (ватман, восковые мелки,
акварель)
Портрет осени. (ватман, гуашь)
Леденцовый город. (ватман, фломастеры, цветные карандаши)
Осенняя птица. (ватман, фломастеры, цветные карандаши)
Волшебный лес. (картон, пластилин, семена)
Замерзшие цветы. (ватман, мелки, акварель)
Осеннее дерево. (ватман, гуашь)
Ограды старинного города. (ватман, цветная бумага, клей,
фломастеры)
Замок доброго волшебника (ватман, мелки)
Дракон сладкоежка. (ватман, фломастеры, цветные карандаши)
Зимнее царь дерево. (тонированная бумага, салфетки)
Снегири в лесу. (ватман, гуашь)
Варежки. (варежка форма, гуашь)
Волшебный лес. (синий картон, белая и цветная бумага, клей,
ножницы)
Снежные цветы. (ватман, гуашь)
Синие цветы на посуде. (ватман, гуашь)
Дед Мороз — художник. (ватман, восковые мелки, акварель)
Зимняя вьюга. (ватман, гуашь)
Дед Мороз в санях. (ватман, гуашь)
Новогодняя игрушка (цветная бумага, клей, ножницы)
Снегурочка. (пластилин, бутылочка от йогурта, бусины)
Елочка принимает гостей. (картон, пластилин, бусины)
Белая сказка зимы. (тонированный лист бумаги, белила)
Новогодняя открытка. (ватман, цветная бумага, клей, блестки,
мишура)
Мальвина. (ватман, цветные карандаши, фломастеры)
Волшебные феи. (ватман, фломастеры, цветные карандаши)
Кошкин дом. (ватман, гуашь)

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25

36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Герои любимых сказок. (ватман, гуашь)
Пушистые зверушки. (пластилин)
Древо жизни. (ватман, цветная бумага, фломастеры)
Животные жарких стран. (ватман, мелки)
Игрушки — веселушки. (пластилин)
Мои любимые сказки. (пластилин, картон, зерна)
Разноцветные узоры. (лепная игрушка, гуашь)
Узорные сказки дедушки Филимона. (игрушка из пластилина,
гуашь.)
Мой друг — собака. (ватман, гуашь)
Подарок для папы. (ватман, цветная бумага, фломастеры)
Портрет папы. (ватман, гуашь)
Подарок для мамы. (ватман, цветная бумага, фломастеры)
Портрет мамы. (ватман, гуашь)
Весна — красавица. (ватман, фломастеры, карандаши)
Быстрые ручейки. (ватман, гуашь)
Цветы в вазе. (ватман, фломастеры, цветная бумага, пластилин)
Подснежник. (ватман, гуашь, цветная бумага, клей.)
Солнечные зайчики. (ватман, мелки)
Верба. (ватман, гуашь, вата)
Деревья в цвету. (ватман, гуашь)
Славянская Писанка. (яйцо, мелки)
Бабочки и цветы. (ватман, фломастеры)
Весенний солнечный букет. (ватман, гуашь)
Веснушки весны — первые проталинки. (ватман, гуашь)
Ландыши. (ватман, пластилин)
Петушок - золотой гребешок. (ватман, фломастеры, фломастеры)
Весенняя капелька. (ватман, гуашь)
Салют. (ватман, восковые мелки, акварель)
К нам весна шагает быстрыми шагами. (ватман, гуашь)
Птичье семейство. (ватман, гуашь)
Цветы и птицы. (картон, цветная бумага, ленточка)
Я иду в школу. (ватман, цветные карандаши, фломастеры)
Земля в цвету. (ватман, гуашь)
Мое настроение. (ватман, цветные карандаши, фломастеры)
Радуга — радость красок. (ватман, гуашь)
Солнышко лучистое. (ватман, цветная бумага, клей)
Звонкое лето (ватман, цветные карандаши, фломастеры)
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
72

26

Октябрь
I II I
I
I I V

Ноябрь
I II
I
I I

I
V

Декабрь
I II
I
I I

I
V
О

Январь
I II
I
I I

I
V

Февраль
I II I
I
I I V

Март
I II
I
I I

I
V

Апрель
I II
I
I I

I
V

Май
I II
I
I I

I
V

НОД П

НОД Т

1 год обучения
месяц
Сентябрь
неделя
I II I
I
I I V
П
М

2.3. Учебный календарный график

НОД Т

О

НОД П

О
М

О

О

27

2 год обучения
Сентябрь
I II I
I
I I
V

Октябрь
I II
I
I I

I
V

Ноябрь
I II
I
I I

I
V

Декабрь
I II
I
I I

I
V
О

Январь
I II
I
I I

I
V

Февраль
I II I
I
I I V

Март
I II
I
I I

I
V

Апрель
I II
I
I I

I
V

Май
I II
I
I I

I
V

НОД П

НОД Т

месяц
недел
я

О

НОД П

НОД Т

О

О

28

3 год обучения
Сентябрь
I II I
I
I I
V

Октябрь
I II
I
I I

I
V

Ноябрь
I II
I
I I

I
V

Декабрь
I II
I
I I
О

I
V

Январь
I II
I
I I

I
V

Февраль
I II I
I
I I V

Март
I II
I
I I

I
V

Апрель
I II
I
I I

I
V

Май
I II
I
I I

I
V

НОД П

НОД Т

месяц
недел
я

О

НОД П

НОД Т

О

О

29

4 год обучения
Сентябрь
I II I
I
I I V

Октябрь
I II
I
I I

I
V

Ноябрь
I II
I
I I

I
V

Декабрь
II II
I
I
О

I
V

Январь
I II
I
I I

I
V

Февраль
I II I
I
I I V

Март
I II
I
I I

I
V

Апрель
I II
I
I I

I
V

Май
I II
I
I I

I
V

НОД П

НОД Т

месяц
недел
я

О

НОД П

НОД Т

О

О

ПМ – плоскостное моделирование
ОМ – объемное моделирование
НОД Т – непосредственно-образовательная деятельность теоретическая
НОД П – непосредственно-образовательная деятельность практическая
О – открытая образовательная деятельность

30

Май

Апрель

Март

Февраль

Январь

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

неделя

месяц

1 год обучения

I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV

НОД
Т

НОД
П

15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
7.5

15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
15
7.5

Всего в мин

472,5

472,5

1080

НОД
Т

2 год обучения

НОД
П

НОД
Т

НОД
П

20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20

20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20

20
20
20

20
20
20

НОД
Т

20
20
20

7.5
15
15
15
15

20
20
20

67,5

67,5

520

25
25
25
25
25

25
25
25
25
25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

20

520

200

200

1440

450

30
30
30
30
30

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25

25
25
25
25
25

25
25
25
25
25

30

450

450

420

30

30

30

30

25

30

30

450

1800

НОД
Т

НОД
П

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30

30
30
30
30

30
30
30
30

660

660

30

30

30

30

30

30

30

30

25

20

20

30
30
30
30
30

30

20

20

НОД
П

25

25

25

НОД
Т

30

20

25

НОД
П

25

25

25

НОД
Т

4 год обучения

25

25

25

20
20
20
20

НОД
П

20

20
20
20

20
20
20

НОД
Т

25

20

7.5
15
15
15
15

НОД
П

25

20

20
20
20

3 год обучения

30

420

2160

НОД Т – непосредственно-образовательная деятельность теоретическая
НОД П – непосредственно-образовательная деятельность практическая
открытая образовательная деятельность

31

2.4. Рабочая программа
2.4.1 Рабочая программа 1 года обучения
Дети 3-4-го года жизни
Задача — пробуждать и всячески поддерживать у ребенка заинтересованное
отношение к изобразительно-пластическим возможностям материалов, а также к
самому процессу рисования, лепки, аппликации.
Основные виды работы направлены на осваивание разных способов и приемов
работы с различными материалами:

работа с красками: смешивать цвета на листе бумаги, наносить цветные
пятна-мазки, дорисовывать изображение кистью.

Приемы лепки: раскатывание шарика круговыми движениями,
вытягивание формы, расплющивание и т.д.

Работа с бумагой: разрывание, сминание, скручивание, подворачивание
уголков.

Конструирование: построение из геометрических фигур простейших
форм.

32

2.4.2 Рабочая программа 2 года обучения
Дети 4-5-го года жизни
Задача - эмоциональное, игровое вовлечение детей в образное познание
окружающего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Это время активного вхождения детей в образное проживание программного
материала, время эстетических открытий, которые делает ребенок, соприкасаясь с
предметным миром и ближайшим окружением, время накопления опыта
эмоциональных впечатлений и появления первых ростков личностного отношения к
миру (сочувствия, сопереживания живому, стремления помочь и т. д.)

33

2.4.3 Рабочая программа 3 года обучения
Дети 5-6-го года жизни
Задача — развитие у детей наблюдательности, как основы творческого
осмысления ребенком окружающего мира, а также способности к сопереживанию,
умелость руки в деятельности изображения, украшения и постройки.

34

2.4.4 Рабочая программа 4 года обучения
Дети 6-7-го года жизни
Задача — развитие творческой фантазии и воображения.
Формы организации учебного процесса:
Основные виды учебной деятельности – практическая художественнотворческая деятельность учащегося (ребенок выступает в роли художника) и
восприятие красоты окружающего мира, произведения искусства (ребенок
выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры).
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес детей к предмету,
изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого
общения.
Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и
оценить свои работы, ощутить радость успеха.

35

2.5. Оценочные

материалы

Способами определения результативности программы являются:
1. Выставки детских работ, организуемые в группах после проведённой образовательной
деятельности.
2. Участие в городских, районных, областных конкурсах, участие в городских выставках.
3. Творческий отчёт руководителя на Педагогическом совете.
4. Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественнопедагогического наблюдения.
1 балл - требуется корректирующая работа педагога (ребёнок имеет отрывочные,
бессистемные представления по указанному критерию)
2 балла - средний уровень развития (ребёнок имеет частично усвоенные, неточные,
неполные представления по указанному критерию);
3 балла - высокий уровень развития (ребёнок имеет полностью усвоенные представления
по указанному критерию);

36

Карта диагностики 1 год обучения (3 – 4 года)
ФИО:
Критерии оценки

Баллы

Знает:

Умеет:

Средний балл

37

Карта диагностики 2 год обучения (4 – 5 лет)
ФИО:
Критерии оценки

Баллы

Знает:

Умеет:

Средний балл

38

Карта диагностики 3 год обучения (5 – 6 лет)
ФИО:
Критерии оценки

Баллы

Знает:

Умеет:

Средний балл

39

Карта диагностики 4 год обучения (6 – 7 лет)
ФИО:
Критерии оценки

Баллы

Знает:

Умеет:

Средний балл

40

3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы


Столы – 5 штук;



Стулья – 10 штук;



Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука;



Цветные карандаши – 15 коробок.

41

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Наглядно-методические материалы:
1. Искусство детям Чудесная Гжель. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2009
2. Искусство детям Каргопольская игрушка. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2009
3. Искусство детям Дымковская игрушка. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2009
4. Искусство детям лепим народную игрушку. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2010
5. Искусство детям Узоры Северной Двины. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2009
6. Искусство детям Филимоновские свистульки. Учебное издание. Мозаика-Синтез М. 2009
7. «Наш вернисаж»» наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей «Румяные
матрешки» альбом для детского художественного творчества. ИД «Карапуз» М. 2009
8. «Наш вернисаж» наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей «Подносы
из Жостова» альбом для детского художественного творчества. ИД «Карапуз» М. 2009
9. «Наш вернисаж» наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей «Чудесные
Писанки» альбом для детского художественного творчества. ИД «Карапуз» М. 2009
10.
«Мозаика»» наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей «Птицы»
альбом для детского художественного творчества. ИД «Карапуз» М. 2009
Список литературы для педагога:
1. Рокина Т.Л, Нетрадиционные виды изобразительной деятельности и использование их в
начальных классах общеобразовательной школы (методические рекомендации) г. Екатеринбург
1996 г.
2. Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами
цветоведения: Методическое пособие. -Спб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. -48 с.+ цв. Вкл.
3. Гибсон Р. Большая книга увлекательных занятий для детей/пер. с англ.
Л.Я.Гальперштейна и О.Н.Солодовниковой. -М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС»,2005. -192 с.
4. Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2010. - 224 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
5. Капличная Т.М., Михайлова Т.Б. Путешествие в страну Ремесел/худож. И.Я.
Кокорникова; Урал. Центр нар. Промыслов и ремесел. - Екатеринбург, 2009. - 16 с.: цв. Ил.
6. Волшебный мир народного творчества. Учеб. Пособие для подгот. Детей к шк. В 2 ч.
Ч.1/Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др.; Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.:
Просвещение, 2001. - 79 с.: ил.
7. Пухова О.А. Маленький художник, или рисую сам/О.А.Пухова. -Ростов н/Д: Феникс,
2008. -188, (1) С.: ил.- (Школа развития).
8. Шматова о. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для
детей и взрослых / Ольга Шматова. -М.: Эксмо, 2011. - 112 с.: ил.
9. Энциклопедия рисования/ Авт.-сот. М.В.Адамчик- Минск:Харвест, 2010.-128 с.: илл.

42

3.3. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным,
здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна
соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного
возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной
для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей,
отвечающей потребностям детского возраста.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием
образовательного процесса.
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное
пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует
помнить, что статичная предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в
силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности —
статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных
условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и
постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если
это касается мест общего).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый
каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы
пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная
полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий
раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули,
ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет
ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в
обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам
природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и
эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и
экспериментов с природным материалом.

43

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».