01.01.2017
(по материалам книги В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман)
Свое отношение к ребенку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам: «Ребенок в два года должен уметь …». И все силы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребенок – мальчик или девочка? Такой вопрос обычно даже не ставится. Но мозг даже новорожденных девочек и мальчиков работает неодинаково. Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, чем мальчики, на 2-3 месяца раньше начинают ходить, на 4-6 месяцев раньше – говорить.
У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, к периоду их половой зрелости их биологический возраст опережает мальчиков-ровесников на 2 года. По данным ряда исследований, в том числе А.И. Савенкова, одаренных девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста на несколько процентов больше, чем мальчиков. К 12-14 годам (на этапе полового созревания) данное процентное соотношение меняется в пользу мальчиков. А значительная часть девочек, ранее опережавшая сверстников в развитии, «выравнивается» и уходит из разряда одаренных. Чем это обусловлено? Может быть, срабатывает какая-то генетическая программа, а может, виноваты среда или окружение.
Тест для родителей
Ответьте на 20 вопросов, предлагаемых специалистами, а затем сравните ваши ответы с мнением людей, профессионально занимающихся вопросами детской психологии.
1. Девочки послушнее мальчиков?– Неправда. Только в раннем детстве девочки лучше слушаются взрослых. А вот группа мальчиков гораздо более послушна указанием старших.
2.Девочки чаще защищают слабых?– Неправда. Нет таких статистических данных, подтверждающих это.
3. У мальчиков более аналитический склад ума? – Неправда. Аналитический ум поровну поделен между полами.
4. Мальчики амбициознее девочек?– Неправда. Девочки живее и отчетливее представляют свои будущие достижения, мальчиков же приходится подталкивать к этому.
5.Мальчики более способны в точных науках?– Правда. Но только с 12-13 лет, и большую роль в этом играет влияние окружающих. В более раннем возрасте эти способности идентичны.
6. Девочки болезненнее воспринимают чью-либо агрессивность? – Неправда. Скорее, мальчики более восприимчивы к внешней агрессивности, даже до рождения.
7. Девочки охотнее делятся своими переживаниями? – Правда. Но после 11-12 лет. В более раннем возрасте разница мала.
8. У мальчиков лучше развивается зрительная память, а у девочек слуховая? – Неправда. Все тесты показывают одинаковую зрительную и слуховую восприимчивость обоих полов.
9. Мальчики агрессивнее девочек? – Правда. Мальчики становятся агрессивными примерно с 2,5 лет.
10. Мальчики лучше ориентируются на местности? – Правда. Подрастая, мальчики проявляют большие способности в ориентации на местности.
11. Девочки пассивнее мальчиков?– Неправда. Мальчики проявляют активность шумно и резко, а девочки – тише, но гораздо результативнее.
12. У девочек лучше развито чувство коллективизма?– Неправда. Заметной разницы не существует. Мальчики обычно объединяются в большие компании, а девочки – в группы из 2-3 человек.
13. Девочки более чувствительны к прикосновениям? – Неправда. Существенного отличия нет.
14. Девочки легче поддаются чужому влиянию? – Неправда. Девочки чаще следуют собственному мнению, а мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании.
15. Мальчики более активны? – Неправда. В раннем детстве разницы практически нет. В школе бывает по-разному, многое зависит от класса и учителей.
16. Девочки более пугливы?– Неправда. Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков.
17. У девочек чаще возникает комплекс неполноценности? – Неправда. Мальчики считают себя более сильными и гордятся этим, зато девочки лучше приспосабливаются к разным житейским ситуациям.
18. Девочки менее охотно вступают в соревнование с другими, чем мальчики? – Неправда. Научных данных, подтверждающих этот тезис, нет.
19. У мальчиков более развита склонность к командованию? – Неправда. Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым; девочки добиваются результата мягко и постепенно.
20. У мальчиков больше изобретательности, а девочки лучше справляются с монотонными занятиями? – Неправда. Мальчики и девочки проявляют одинаковые способности как при заучивании чего-либо, так и при разрешении неожиданных проблем.
Особенности эмоциональной сферы
Исследования показали, что мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек реакция более положительная, мозг девочки как бы поддерживается в состоянии готовности к последующим воздействиям. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мальчики и мужчины обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Реакция на оценку взрослого
Для ребенка речевая оценка взрослыми их деятельности становится эффективной, только когда она эмоционально значима. Причем для мальчиков важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как, т.е. им важно, какое они произвели впечатление. Иными словами, мальчиков интересует суть оценки, а вот девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает те фрагменты деятельности, которые оцениваются, и у него активизируются определенные отделы мозга. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа: «Я тобой недоволен». Мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны, и иметь возможность вновь «проиграть» свои действия. Девочки эмоционально реагируют на любые оценки, при этом у них активизируются все отделы мозга. Если вам надо отругать девочку, не спешите сразу высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.
Мамам, няням, воспитателям и в последствии учителям трудно понять эту сторону жизни мальчика – они-то сами другие. Вот и получается, что мама (или педагог) долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. На самом деле он не равнодушен. Просто он уже показал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но, в отличие от мамы, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен: просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит, он уже ничего не слышит. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более мягкой по смыслу, так как мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Объясните коротко и конкретно – чем вы недовольны.
Поведение
Сравнивая поведенческие характеристики мальчиков и девочек, принято считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы и даже более агрессивны, чем девочки. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года. Видимо, их раздражает излишняя подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность (всюду лезут, все ломают и портят). Давайте тогда зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них так много двоечников и трудновоспитуемых, то почему практически все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы – мужчины?
Особенности мышления
У девочек лучше развиты речь и словесно-логическое мышление, у мальчиков – пространственное и образно-логическое мышление. Поэтому девочкам лучше даются манипуляции с формулами, счет (алгебра), а мальчикам мысленные манипуляции с геометрическими фигурами (геометрия). Эти особенности мышления очень ярко проявляются в рисунках детей. Мальчики чаще изображают технику во всех деталях и подробностях, здесь все движется, наполнено действием. Девочки обычно рисуют людей (принцесс), в том числе и себя.
Особенности познания мира и обучения
Установлено, что мужчины лучшее выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, продуктивнее работают, если необходимо решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к исполнительной части задания велики. А это именно то, что требуют в школе, т.е. этап поиска исключается, его берет на себя взрослый, а от детей требуют решения типовых задач, которые разобрали на уроке.
Стратегия обучения в детском саду и школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек и мальчиков чаще всего женщины, а у них другой тип мозга и другой тип мышления. Это влияет даже на продуктивность вопросов к обучающему взрослому. Мальчики чаще задают вопросы для получения какой-то конкретной информации, а девочки - для установления контакта со взрослым, т.е. мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки – на отношения между людьми. При этом на занятии девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учитель ориентируется по обращенным к нему внимательным девичьим лицам и преподносит самый трудный материал в самое выгодное для девочек время. Мальчики раскачиваются долго, на учителя смотрят редко. Они достигают пика работоспособности, когда самое важное уже объяснено. Возможности усвоить материал для мальчиков оказываются низкими. Кроме того, при неблагоприятных условиях, когда наши педагогические воздействия не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки воспринимают несвойственную им стратегию решения задач, навязанную взрослым, и в той или иной мере справляются с заданиями. Мальчик в такой ситуации старается уйти из-под контроля взрослого, не подчиняется ему, так как адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику исключительно трудно. Взрослым надо учитывать эти особенности психики мальчиков.
Можно сделать вывод, что мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.
Несколько коротких советов
от авторов книги
«Мальчики и девочки – два разных мира» В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман:
- помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе;
- никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим;
- не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самостоятельно;
- не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое-либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от нее требуется;
- если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать;
- пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чем она не права, а высказывать все и сразу не спешите;
- ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать;
- мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно;
- в случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим вы оградите ребенка от излишних переживаний и паники, ведь для него все выглядит гораздо серьезней, чем для вас;
- учитесь терпению, в том числе и у своего малыша;
- постарайтесь объяснить ребенку, что ошибаться иногда даже необходимо;
- постарайтесь понять, что ребенок тоже личность, и то, что он будет похож на вас, совсем не обязательно;
- помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите ее «на блюдечке», чтобы сэкономить силы и время, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.05.2019
Дата обновления: 21.05.2019
Дата публикации: 01.01.2017