Использование подвижных игр для повышения двигательной активности детей

01.01.2017

                Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

            Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу которых составляет свободное детское движение. Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен. "Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры", – замечает Е.А. Покровский. П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни.

       Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я.А. Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.   

               Игры, бесспорно, составляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений... Не забудем также, что подвижные игры по самому существу своему требуют больших открытых пространств, обилия чистого воздуха, а потому и с этой стороны они наиболее отвечают идеалам гигиены, чем гимнастика, обыкновенно и почти всегда проводимая в закрытых и тесных пространствах. Ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает до­школьникам до 40% необходимого суточного объема движе­ний. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных про­цессов. Т акой же отдых, но не на открытом воздухе, а в помеще­нии не оказывает столь благоприятного влияния на работо­способность детей. Эффект от него ниже, чем от любого не­организованного отдыха на улице. При современном дефиците свободного времени в до­школьном учреждении, когда дети могут проявить свою дви­гательную активность, "пассивная прогулка" — это непрости­тельная расточительность времени. Известно, что наиболее эффективен активный отдых, который насыщен фи­зическими упражнениями, подвижными играми, спортивны­ми развлечениями. На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются за­дачи воспитания интереса и потребности детей в самостоя­тельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет, формиро­вания у них умения организованно играть в коллективе сверст­ников.

                Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям и возможностям дошкольников. Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобрете­нию новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность (игры, труд), с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Основной формой обучения детей движениям признана организованная образовательная деятельность ( в дальнейшем ООД) в образовательной области "Физическое развитие". В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенст­вование некоторых из них обусловлено повседневностью их при­менения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламенти­рованных, чем ООД, формах обучения, в частности в подвиж­ных играх. Но в то же время игра не может служить средством обучения младших дошкольников более сложным по координации движе­ниям, требующим определенной четкой техники, усиленной концент­рации внимания, дополнительных волевых усилий. К таким дви­жениям могут быть отнесены разные виды метаний и прыжков. Первичное ознакомление и разучивание их более эффективно происходит в форме упражнений в ООД. Подвижные игры целесообразны только для закрепления и совершенствования этих движений. Для младших дошкольников подвижные игры являются жиз­ненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. 

         Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упраж­няется в различных действиях. С помощью взрослых он овла­девает новыми, более сложными движениями. В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается тре­бование обязательного целенаправленного воспитания двигатель­ных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места  и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей вни­мания,   волевых   и   физических   усилий,   координации   движений. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвиж­ные игры являются средством не только для развития движе­ний, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. 

        Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними. 

            Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организован­ность, внимание, умение управлять своими движениями, способ­ствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, на­чинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом. Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содер­жания помогают детям закреплять свои знания и представ­ления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и прави­лах движения поезда, автомобиля, самолета. Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение,   приучаются  действовать  в   соответствии   с  указаниями. Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигатель­ной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в орга­низме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребенок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотно­шения с другими участниками, т. е. тем больше ему приходится прояв­лять   ловкость,   выдержку,   умение   подчиняться   правилам   игры. Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовлен­ности детей. Хочу такой сайт

       Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возраст­ными особенностями детей младшего дошкольного возраста. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на све­жем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следо­вательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это ока­зывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повы­шается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности уве­личивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. Разнообразие игр (см. приложение игр) по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с постав­ленными воспитателем цели. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. 

        Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.   

Литература:   

  1. Аманатиди О.В.: Подвижные игры (методическое пособие).-Армавир, 2011.-69 с.
  2. Г.Вагнер и К.Фрейер "Детские игры и развлечения".
  3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  4. С.А. Миняева: Подвижные игры дома и на улице. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с.
  5. Т.И. Осокина: Игры и развлечения детей на воздухе. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983. – 224 с.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.05.2019

Дата обновления: 21.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».