Сборник подвижных игр и упражнений для развития волевых качеств у детей дошкольного возраста

22.05.2024

Развитие воли в дошкольном возрасте - это важное условие формирования полноценной личности. Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Система воспитания детей в большинстве современных семей тормозит формирование волевых качеств ребенка. Типичны такие отклонения воспитательного процесса, как гиперопека, неустойчивый стиль воспитания, воспитательная неуверенность родителей. Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять себя, свое индивидуальное своеобразие миру, тем самым помогают реализации девиза ребенка «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее. Это наблюдение особенно уместно в отношении дошкольного возраста: взрослым кажется, что ребенок еще очень маленький, да и проблемы, связанные с незрелостью сферы произвольной регуляции поведения еще не столь видны. Заметны они становятся с началом обучения в школе, с ростом нагрузки на эти, слабо сформированные, качества. По удачному выражению известного отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, «самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу». В этой связи воспитание представляет собой процесс формирования произвольной регуляции поведения у ребенка.

Дошкольный возраст связан с увеличением физических и умственных нагрузок, расширением социальных границ ребенка и адаптацией в обществе. Ребёнок по-другому оценивает себя и свои способности, учится быть самостоятельным и ответственным человеком. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Возрастной особенностью является общая недостаточность воли: дошкольник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство.

Однако, игровая деятельность способствует преодолению внешних и внутренних препятствий, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества: решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, организованность, смелость. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому педагоги и родители должны уделять значительное внимание формированию именно волевым качествам личности.

Среди психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости. Чаще всего их делят на общие и основные.

Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта. К общим волевым качествам П.А. Рудик, Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность.

К основным относят настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.

Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В.К. Калин. Он, исходя из функций волевой регуляции, делит волевые качества на базальные (первичные) и системные (вторичные). К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость.

В ходе накопления жизненного опыта базальные волевые качества постепенно «обрастают» знаниями и умениями, необходимыми для того, чтобы осуществлять волевую регуляцию различными способами, компенсирующими недостаточно эффективное проявление волевых усилий. Таким образом, низкий уровень развития каких-либо базальных качеств вынуждает образовывать более сложные системные (вторичные) волевые качества из элементов, выполняющих компенсаторные функции.

Системность вторичных волевых качеств связана, как считает В.К. Калин, не только с включением в них ряда базальных волевых качеств как составных частей, но и с накоплением знаний и умений в волевой регуляции, использованием самых различных непосредственных и опосредованных способов регуляции, с широким включением функциональных проявлений, относящихся к интеллектуальной и эмоциональной сферам. Последнее, отмечает автор, позволяет ставить вопрос о разделении системных качеств на собственно волевые и охватывающие функциональные проявления разных сфер (волевой, эмоциональной и интеллектуальной).

К системным вторичным волевым качествам В.К. Калин относит также настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, решительность, инициативность, организованность, включающие функциональные проявления не только волевой сферы, но и других сторон психики. В этих качествах наиболее выражена, отмечает автор, личностная саморегуляция деятельности.

Что же касается методов (способов) развития всех волевых сфер личности, то здесь следует отметить особое влияние игр, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. К примеру, конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Подвижные игры - ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами также решают еще 1 задачу: укрепление саморегуляции поступков.

Развитие воли в дошкольном возрасте – это вопрос, который особенно актуален в настоящее время. В наш век информатизации и компьютеризации общение детей и взрослых как таковое значительно «деградировало» в плане личного участия в жизни друг друга. Взрослые, в первую очередь, родители, лишь косвенно стали участвовать в процессе передачи своего опыта в различных видах деятельности (в виду отсутствия таковых по причине постоянной занятости на работе). Зачастую все препятствия, встречающиеся на пути ребенка, решаются взрослыми, вместо того, чтобы помочь детям развивать способность осуществлять свои желания, ставить перед собой цели, а главное, находить пути достижения своих целей с учетом не только своего «хочу», но и существующих «хочу» других людей.

 В данном сборнике представлены подвижные игры, общей целью которых является развитие волевых качеств.

Цель сборника: оказание методической помощи педагогам в выборе подвижных игр для развития волевых качеств детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Подобрать подвижных игр, направленных на развитие волевых качеств детей дошкольного возраста на основе общения передового педагогического опыта.
  2. Систематизировать подвижных игр по разделам сборника.
  3. Оформление сборника подвижных игр, направленных на развитие волевых качеств детей дошкольного возраста
  4. Сборник содержит 2 блока подвижных игр:

Блок 1. Подвижные игры и упражнения на формирование первичных волевых качеств. Он включает в себя подвижные игры и упражнения на развитиеХочу такой сайт

    А. Выдержки

    Б. Смелости

Блок 2. Подвижные игры и упражнения на формирование вторичных волевых качеств. Он включает в себя Подвижные игры и упражнения на развитие:

    А. Настойчивости

    Б. Организованности

    В. Самостоятельности

    Г. Инициативности

    Д. Решительности

Новизна сборника заключается в том, что в качестве основного педагогического инструмента развития волевых качеств у детей дошкольного возраста рассматриваются подвижные игры и упражнения.

Практическая значимость сборника подвижных игр, направленных на развитие волевых качеств детей дошкольного возраста в том, что данный продукт могут использовать педагоги, воспитатели, инструкторы по физической культуре, а также студенты для прохождения производственной практики, родители детей.

Данный сборник можно использовать на занятия физкультуры в части подвижных игр для закрепления пройденного материала, в игровой деятельности.

На занятии данный сборник игр целесообразно использовать в заключительной части для поощрения детей за хорошую работу на занятии и в тоже время для закрепления того или иного волевого качества, отработанного в образовательном процессе.

Педагог в образовательном процессе должен грамотно подобрать игру из нужного блока, соответствующую содержанию теме занятия. Одной игры достаточно. В ходе игровой деятельности педагог должен выполнять роль наставника, передавать свой взгляд на мир, нравственный опыт, опыт волевого поведения, приобщать к общественной жизни и взаимоотношениям.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2024/08/09/sbornik-podvizhnyh-igr-i-uprazhneniy-dlya-razvitiya-volevyh


Просмотров всего: , сегодня:

Сборник подвижных игр и упражнений на развитие волевых качеств дошкольников.docx (скачать)

Дата создания: 12.08.2024

Дата обновления: 12.08.2024

Дата публикации: 22.05.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».