Особенности эмоциональной сферы детей 5-6 лет
09.12.2019
Особенности эмоциональной сферы
детей 5-6 лет
Умение искренне радоваться,
понимать чувства и эмоциональные состояния людей, чётко выражать свои желания и
общаться с людьми, быть восприимчивым к искусству и проявлениям жизни — всё это
зависит от того, как сформирован ребёнок эмоционально. То, как развита
эмоциональная сфера ребёнка дошкольного возраста, влияет на понимание маленьким
человеком мира и успешного взаимодействия с ним.
В возрасте 5-6 лет эмоциональная сфера
ребёнка характеризуется:
1.Дети старшего дошкольного
возраста в целом имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства все
еще непроизвольны и переменчивы, но восприятие уже не столь эффективно
окрашено, как у малышей помладше.
2.Дошкольники 5-6 лет способны
предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют
предугадывать оценку взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по этому
поводу.
3.Детям удаётся успешно
распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные
переживания, такие как радость и восхищение. Пытаясь определить настроение
человека, пятилетний ребёнок руководствуется в основном выражением лица
собеседника, не придавая особого значения позе и жестикуляции. Родителям стоит
учитывать, что в этом возрасте ребёнок все ещё плохо осознает свои чувства и
почти не умеет владеть собой. Его эмоции ярки, мгновенно вспыхивают и быстро
затухают. За бурным весельем могут последовать неожиданные слёзы, а через
минуту на лице снова появится улыбка. Взрослым не следует заострять внимание на
быстрой смене настроения ребёнка — эмоциональная стабильность придёт со
временем.
4.Детям старшего дошкольного
возраста уже хорошо известно чувство сопереживания, они способны проявить
деятельную заботу по отношению к близкому человеку. Старшие дошкольники не
провоцируют сознательно конфликтных ситуаций.
Секрет воспитания дошкольника с
помощью эмоционального воздействия заключается в том, чтобы не подавлять эмоции
ребёнка, а направлять их в нужное русло.
Развитие эмоциональной сферы связано с
формированием плана представлений. Образные представления ребёнка приобретают
эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально
насыщенной. Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка,
конструирование, подготовка к школе — должно иметь яркую эмоциональную окраску,
иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребёнок, в силу своего
возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.
В дошкольном возрасте, как и в
раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение
взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребёнка.
Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его
успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное
самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае
неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания
являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство
уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности
ребёнка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим
людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно
относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и
доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных
социальных качеств у ребенка.
Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребёнка,
его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Малыш реагирует на
окружающий мир с посредством эмоций. Поэтому нужно развивать эмоциональную
сферу ребёнка с раннего возраста с помощью разных видов воздействия, отдавая
предпочтение игровым методам.