18.02.2020
Особенности эмоционально-личностной
сферы детей 6-7 лет
Старший дошкольный возраст – начальный
период осознания ребёнком самого себя, мотивов и потребностей в мире
человеческих отношений.
Ребёнок
в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания,
формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и
соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. При этом,
взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребёнку
овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.
Самооценка ребёнка достаточно устойчивая,
возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают
результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного
возраста является общение.
Другой компонент эмоционально-личностной
сферы дошкольников 6-7 лет – социальный интеллект, который относится к области
взаимодействия интеллекта с окружающим миром. Социальный интеллект есть
умственное самоуправление своим поведением. Именно в период с 6 до 7 лет
процесс формирования у ребёнка представлений о социуме и его конкретной роли в
нём идёт очень активно. Проще говоря, социальный интеллект — это способность
человека правильно понимать своё поведение и поведение других людей в обществе.
Эта способность выступает одной из ключевых, способствующей нормальному
существованию человека в социуме.
Интенсивно начинают развиваться социальные
эмоции и нравственные чувства в старшем дошкольном возрасте. Существенные
изменения в эмоциональной сфере проявляются в 6-7 лет. К примеру
проявляется чувство долга, благодаря которому ребёнок опознает необходимость и
обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки.
Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки
вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.
Отсюда еще одна характерная черта детей
6-7 лет — это тревожность. Тревожность
оказывает негативное воздействие на личностное развитие. Устойчивая личностная
тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная
впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на
угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни чёткого образа, но
грозящего человеку потерей себя. Тревожный ребёнок становиться социально
дезадаптированным и поэтому он уходит в свой внутренний мир или становится по
принципу: «Я – как все». Так же тревожность может порождаться либо реальным
неблагополучием ребёнка в наиболее значимых сферах деятельности и общения, либо
существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием
определённых личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки.
Учитывая особенности периода 6-7 лет,
можно сказать, что возрастные проявления тревожности и мнительности сами
проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а
также если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребёнка.
Но это требует педагогической компетенции от родителей, которая включает в себя
умение общаться со своим ребёнком, необходимость уделять ему достаточно времени
и сил.
Говоря о периоде 6-7 лет, можно
подытожить, что в это время организуется собственный опыт взаимодействия со
средой и людьми, складывается способность к самостоятельному эмоциональному
контролю. В этот период возникают и фиксируются страхи не оправдать ожидания,
быть отвергнутыми другими. Именно в это время мы судим о развитости у
ребёнка индивидуальных механизмов эмоционального контроля, самооценке, тревожности,
социальном интеллекте, как основных компонентах эмоционально-личностной сферы,
позволяющих детям успешно функционировать в обществе.