12.03.2020
Особенности
эмоциональной сферы детей 5-6 лет
1.Дети старшего дошкольного возраста в
целом имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства все еще
непроизвольны и переменчивы, но восприятие уже не столь эффективно окрашено,
как у малышей.
2.Дошкольники 5-6 лет способны предвидеть последствия своих
поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют заранее предугадывать оценку
взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по этому поводу.
3.Детям удается успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко
они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение. Пытаясь
определить настроение человека, пятилетний ребенок руководствуется в основном
выражением лица собеседника, не придавая особого значения позе и жестикуляции.
4.Родителям стоит учитывать, что в этом возрасте ребёнок все еще
плохо осознает свои чувства и не всегда получается владеть собой. Его эмоции
ярки, мгновенно вспыхивают и быстро затухают. За бурным весельем могут
последовать неожиданные слезы, а через минуту на лице снова появится улыбка.
Взрослым не следует заострять внимание на быстрой смене настроения ребёнка —
эмоциональная стабильность придет со временем.
5.Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо известно чувство
сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому
человеку. Они научаются сочувствовать.
6.Старшие дошкольники не провоцируют сознательно конфликтных
ситуаций.
Роль родителей в
эмоциональном развитии ребенка
Главная задача взрослых,
отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит в том, чтобы научить
дошкольника перенаправлять эмоции в нужное русло, а также создать
благоприятную среду, в которой дошкольник не будет испытывать эмоционального
голода и стрессовых перегрузок.
Ребёнок очень зависим от условий, в которых воспитывается.
Нарушить его эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут
различные перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, предпочтение
одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из родителей.
Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в семье оставался
позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций. Но и негативные
переживания из жизни ребёнка исключать не стоит. В малом объёме отрицательные
переживания полезны для становления личности. Они мотивируют ребёнка к активной
деятельности и преодолению препятствий, позволяют получить разнообразный
эмоциональный опыт. Главное, чтобы они не были слишком длительными и частыми.
Для старшего дошкольника основным источником эмоций является
общение с другими людьми. Ребёнок должен иметь возможность свободно и полно
контактировать с окружающим миром. Но способствуя эмоциональному развитию
ребёнка, нельзя переусердствовать. Сильные и разнообразные, пусть даже и
положительные, эмоции могут утомить кого угодно. А дошкольнику тем более
требуется периодический отдых от самого себя — от насыщенных чувств и
интенсивных переживаний.
Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и регулировании его
поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение как форму неодобрения
нужно использовать нечасто — только в случае особо серьезных проступков.
Старший дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не
всегда удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова.
Родитель может помочь своему ребёнку разобраться в личных эмоциональных
переживаниях с помощью вопросов.
Ребёнку
важно не просто чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей, но и
слышать словесные выражения любви. Только от родителей зависит насколько полной
и эмоционально насыщенной будет жизнь ребёнка.