14.10.2020
Физиологические
и психические особенности детей 3-4 лет
Младшая группа
(4-й год жизни)
В игре
- В самостоятельной игре активно
включает в игру действия с предметами-заместителями
и воображаемыми предметами. Изменяет
и дополняет игровую обстановку. Развертывает цепочки игровых действий, связанных с реализацией разнообразных
ролей.
- Включается в парное ролевое взаимодействие
со сверстником, обозначая свою роль и предлагая партнеру дополнительную.
- Инициирует ролевой диалог со сверстником,
имитирует ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей.
- Инициирует
совместную игру со взрослым, сам предлагает и обозначает
роли (для взрослого и для себя). Вносит
встречные предложения по ходу игры. Легко включается в «телефонный разговор» по ролям со взрослым, может сам его инициировать в процессе совместной игры.
В
области социально-коммуникативного развития
- У ребенка
закрепились позитивного переживания от общения с другими детьми и
взрослыми. Он положительно реагирует на посещение детского
сада, включается в совместные игры с другими детьми и другую деятельность,
может это делать с удовольствием. Знает имена детей и воспитателей в
группе. Активно участвует в праздниках и различных групповых мероприятиях.
- Ребенок знаком с
правилами общения (проявления чувств и коммуникации): знаком с названиями
основных чувств, умеет выражать их мимикой и действиями. Определяет чувство
изображенного на картинке человека. Знаком с правилами вежливости, старается
следовать им. Знает правила коммуникации, принятые в группе. Старается
соблюдать их, повторяя за воспитателем.
- Владеет основными
способами самообслуживания: самостоятельно ест, моет руки, умывается, может
надеть некоторые предметы одежды или даже одеться самостоятельно.
- Знаком с правилами
поведения в ситуациях, которые могут быть опасными. По предложению взрослого
следует элементарным правилам безопасного поведения в этих ситуациях.
- Знает, что надо
позвать на помощь кого-либо из взрослых в случае возникновения какой-либо опасности
для себя.
- Ребенок может отличить
трудовые задачи от игровых, с удовольствием принимает цель, поставленную
взрослым (одно - двухактные поручения: подвинуть стул, положить на место
предмет, поднять и положить в шкаф предмет одежды и т.п.), повторяет отдельные
трудовые действия, иногда переключаясь на игровые.
В области познавательного развития
- Соотносит эталоны формы, цвета и величины со свойствами реальных
предметов: быстро и безошибочно находит предмет по описанию его сенсорных свойств
(или внешнего вида), вычленяя его среди других.
- В конструировании по конкретному образцу умеет анализировать образец,
выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между
функцией и строением предмета, представленного в качестве
образца, воспроизводят образец самостоятельно.
- В конструировании по замыслу может назвать тему (предмет) будущей
конструкции, дать описание некоторых внешних свойств задуманной
постройки, назвать требуемый для нее материал и указать отдельные действия с
ним. В целом же структура сооружения нащупывается ребенком практически.
- Экологические
представления ребенка включают 4-5 диких и 4-5 домашних животных,
он может сказать, чем отличаются одни от других, что дают людям дикие и
домашние животные, как люди о них заботятся. Различает условные обозначения
мест обитания диких и домашних животных, опирается на них при рассказе о
местах их обитания.
- Действуя с объектами
живой или неживой природы, ребенок может самостоятельно сделать
простейшие выводы об их свойствах (например, из мокрого песка легко сделать
куличик, из сухого – трудно). Испытывает эмоциональные состояния по
поводу объектов и явлений живой и неживой природы. Использует полученные
представления в игре и других видах деятельности.
В области речевого
развития
- У
ребенка развит артикуляционный аппарат: по просьбе взрослого громко
и четко произносит характерные звукосочетания персонажа или окружающего мира,
выделяя гласные звуки а, о, у, и, э.
- Ребенок может запомнить и прочесть наизусть
небольшое стихотворение. Может составить небольшой рассказ-описание игрушки или
краткий пересказ произведения.
-
Показывает разных героев сказки движениями туловища, рук, пальцев
(как владение в то же время произвольными движениями рук), голосом, позой.
- Ребенок подбирает
заместители к персонажам сказок. Поднимает соответствующие заместители во время
чтения сказки, перемещает их на столе, макете. Разыгрывает сказки с помощью
условных заместителей во время чтения взрослым сказки.
В области
художественно-эстетического развития
- Овладевает выразительными возможностями живописи и графики при передаче
основных структурных характеристик изображаемого объекта: создает выразительный
живописный или графический образ, пользуясь действием опредмечивания цветового
или тонального пятна.
- Конструирует на готовой фоновой композиции из бумажных элементов
(полосок, клочков, комочков бумаги) изображение знакомых объектов (ель,
лиственное дерево, цветок, лев, тигр, петух, заяц, медведь и др.).
-Детализирует
изображение на фоновой композиции, включает в него новые
элементы (шапочку, бант, карман и др.).