23.09.2021
Консультация для родителей
«Как научить ребенка
наблюдать за дорогой»
Эта проблема стоит
сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных
происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие
травмы дети. Перед фактом продолжающегося увеличения автотранспорта на дорогах
крайне необходимо единение государственных органов, общественных институтов,
семьи в борьбе с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Ребенок – дошкольник еще не имеет громадный
опыт самостоятельных и вместе с родителями путешествий по улицам и дорогам, в
том числе и сотни, тысячи переходов через дорогу. У него складываются
определенные навыки «транспортного» поведения – и правильные, и неправильные.
Последних, к сожалению, больше. Это и перебегание через дорогу, вместо того,
чтобы переходить мерным шагом, наблюдая за движением справа и слева. Это и
постоянный переход улицы по кратчайшему пути – наискосок. Но самое страшное –
масса навыков благополучного, до поры до времени, выбегания из-за стоящих машин
и других помех обзору: кустов, заборов, деревьев, из-за углов домов, из арок и
т. п. Учить ребенка безопасному поведению нужно как можно раньше, буквально с
первых шагов за ручку по улице. И
главенствующую роль в этом играет семья. Прежде всего потому, что модель
грамотного, безопасного для него самого и окружающих поведения на улице и
дороге ребенок усваивает в дошкольном возрасте, когда рядом с ним самые близкие
люди – родители. Но практика показала, что и сами родители часто не знают
элементарных правил дорожной безопасности, возрастных особенностей детской
психики. Как и чему научат они детей? Мы
должны научить родителей и детей безопасному поведению на дороге – а это
возможно при условии знания и выполнения ими правил дорожного движения, а также
умения правильно оценить дорожную ситуацию. Предметом
нашего сегодняшнего разговора будет ситуационная грамотность. Как научить
своего ребенка наблюдать за дорогой и как уберечь детей от опасности при
переходе улицы?
1.Учите детей наблюдать за дорогой,
видеть и предвидеть опасности.
Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки». Многие
считают, что несчастье на дорогах – случайность и уберечься от нее невозможно.
Это верно! Несчастье на дорогах – случайность кажущуюся. Не многим известно,
что 95% детей, пострадавших на дорогах в дорожных происшествиях, были сбиты автомобилями
в повторяющихся ситуациях, так называемых дорожных «ловушках». Такие «ловушки»
надо уметь разгадывать и избегать их.
Ловушка №1
КОГДА РЕБЕНОК СПЕШИТ НА АВТОБУС, ОН НЕ
ВИДИТ НИЧЕГО ВОКРУГ.
Ловушка №2
РЕБЕНОК ЧАСТО НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ, ЧТО ЗА ОДНОЙ
МАШИНОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СКРЫТА ДРУГАЯ
Ловушка №3
ОСТАНОВКА - МЕСТО, ГДЕ ДЕТИ ЧАЩЕ ВСЕГО
ПОПАДАЮТ ПОД МАШИНУ
Ловушка №4
УЧИТЕ ДЕТЕЙ НАБЛЮДАТЬ ЗА ДОРОГОЙ, ВИДЕТЬ И
ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТИ
Ловушка №5
ОБЫЧНО ДЕТИ, ПРОПУСТИВ МАШИНУ, ТУТ ЖЕ
БЕГУТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ. ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО
К сожалению, азбуке дорожных ситуаций детей не учат в семье. И это не
удивительно. Сами взрослые не знают многих закономерностей, тонкостей дорожного
движения.
Как научить ребенка безопасному поведению
на дороге?
Разберите вместе с ними типичные опасные
ситуации, объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация
безопасная, в чем он ошибся. Закрепите знания рисунками. Разыгрывайте ситуации
на макете с игрушками. Помните:
одних объяснений совершенно недостаточно. Прочные навыки транспортного поведения
детей формируются только повседневной систематической тренировкой!
Во время каждой прогулки с детьми, поездки
с ними по делам, в гости, за город и т. п. учите их наблюдать за улицей и транспортом,
анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы,
безошибочно действовать в различных обстоятельствах.
2.Ребенок не умеет предвидеть
скрытую опасность.
Чем может быть опасна стоящая машина?
Ваш ребенок не знает правильного ответа.
За стоящей машиной часто бывает скрыта другая, движущаяся. Понаблюдайте вместе
с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и фиксируйте его внимание
на моменте, когда из-за стоящей внезапно появляется другая машина.
3.Самая опасная привычка детей –
выбегать из-за стоящих машин, кустов, домов… Стоящий автобус скрывает за собой
едущую машин.
Наблюдайте вместе с ребенком в зоне
остановки, как стоящий автобус мешает увидеть опасность.
4.Помогите ребенку понять, что
обходить автобус сзади тоже опасно. Автобус нельзя обходить ни спереди, ни
сзади! Ребенок сам должен в этом убедиться. Покажите ему, каким опасностям
подвергается пешеход, если он решил перейти улицу возле остановки, от которой
еще не отошел автобус.
5.Ребенок часто не подозревает, что
за одной машиной может быть скрыта другая. «Машина медленно идет, успею
перебежать», - думает ребенок… и попадает под автомобиль.
Показывайте своему ребенку подобные
ситуации, объясняйте ему на улице.
6.Обычно дети, пропустив машину,
тут же бегут через дорогу.
Это очень опасно!
В первые мгновения только что проехавший
автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под нее может попасть
ребенок, если он, пропустив первый автомобиль, сразу побежит через дорогу. Показывайте ребенку на дороге,
как только что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном
направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных
обстоятельствах.
7.Научите ребенка всегда
приостанавливаться перед выходом на дорогу.
На улице, где машины появляются редко, дети
их не опасаются и выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее.
Вырабатывайте у ребенка привычку всегда
перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться,
оглядеться, прислушаться.
8.Учите ребенка наблюдать за
дорожной обстановкой слева и справа, когда стоите на осевой линии.
Остановившись на осевой лини, дети следят,
как правило, лишь за теми автомобилями, которые подъезжают к ним справа, и не
думают о машинах, идущих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать
шаг назад – прямо под колеса автомобиля, подъехавшего к нему слева. Покажите своему ребенку
на дороге, что, если стоять на осевой, машины приближаются с обеих сторон, и
объясните ему, как он должен вести себя.
9.Остановка – место, где дети чаще
всего попадают под машину.
Где опаснее всего переходить улицу: в зоне
остановки или на перекрестке? Задайте этот вопрос ребенку. Обычно дети говорят:
«На перекрестке опаснее». Это не так. В зоне остановки попадает под машину в
три раза больше детей, чем на перекрестке.
10.Когда ребенок спешит на автобус
– он не видит ничего вокруг.
Научите ребенка быть особенно осторожным в
этой ситуации.
11.Учите детей осматривать дорогу
даже при переходе «пустынных» улиц. Машин
нет. Но все равно посмотреть влево и вправо!
12.На улице держите ребенка крепко
за руку.
Находясь рядом со взрослым, ребенок
полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо.
Вы же этого не учитываете. Возле
перехода вы должны держать ребенка за руку так, чтобы он не мог вырваться.
Памятка для родителей
Не спешите, переходите дорогу размеренным
шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок
должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться. Не переходите
дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не
торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком
“Пешеходный переход”. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите
первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге,
показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой
скоростью и т. д. Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев
предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее
повторяли. Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.