01.01.2017
Под здоровьесберегающими технологиями в педагогике подразумевается способ организации и последовательность действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализация образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья ребенка, особенностей его психофизического, духовно-нравственного развития, сохранения и укрепления здоровья.
Ученые утверждают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание, а ритмика улучшает осанку детей, координацию, уверенность движений. Специалистами были разработаны структура и содержание музыкальной оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые и речевые игры, музыкотерапия.
Дыхательная гимнастика помогает развитию дыхательных мышц и регулирует работы дыхательных центров, тем самым развивает певческие способности детей.
Основная цель артикуляционной гимнастики – это подготовка к правильному произношению фонем.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.
Одной из составляющих частей занятий со здоровьесберегающими технологиями является самомассаж. Ребенок очень быстро учится самомассажу в игре. После него повышаются защитные свойства всего организма и снижается частота заболеваний.
Речевые игрыпозволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. В речевых играх текст поется или ритмично проговаривается хором, сольно или дуэтом. Основой служит детский фольклор.
Необходимой составляющей музыкально-оздоровительной работы дошкольного учреждения является музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Использование на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий, позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; отмечается снижение частоты заболеваний и повышение интереса детей к музыке; способствуют созданию условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.05.2019
Дата обновления: 21.05.2019
Дата публикации: 01.01.2017