Действительно, примерно в возрасте трех лет ребенок иногда становиться совершенно неузнаваемым – на простые просьбы и указания он может отозваться целым представлением , спектаклем походу которого он может то убегать от вас, то отказываться есть, что ему предлагают, то изменять маршрут прогулок и т.п. Если вне дома он все-таки ведет как обычно, опасаясь чужих людей и незнакомой обстановки, то уж на своей территории позволяет себе все. Кажется, что он делает все для того, чтобы вызвать огонь взрослых на себя, подразнить их, дать им понять что с ними не считается. При этом сам он не злиться, а скорее развлекается. Что это такое – дурной характер или нездоровье, и как, соответственно, с этим бороться – наказывать, лечить, или оставлять без внимания? Примерно в 3 года ребенок переживает один из серьезных кризисов развития. Он охватывает все сферы психологического бытия – общение, деятельность, практические навыки. А связан он с новой фазой формирования сознания и самосознания. Именно в это время он впервые начинает выделять себя из окружающей обстановки, говорит о себе «Я», постепенно перестает называть себя по имени или в третьем лице. На предложение помочь ему он начинает отвечать «Я сам». Ребенок начинает понимать, что он делает, не просто «происходит», а что это – результат его активности, его воли, что он субъект собственных действий. Кризис 3 лет имеет большое психологическое и философское значение для развития личности человека. Взрослея, ребенок впервые ощущает свою способность что-то принять, а что-то отвергнуть, сказать «нет». Многие действия – проявление тяги ребенка экспериментировать над собственной жизнью. Если его ограничивать, в этой возможности, проблема волевого поведения, как и все нерешенные проблемы, может тянуться за ним до взрослого возраста, приводя к инфантильным всплескам необоснованной агрессивности с родителями, супругом (ой), собственными детьми. Поэтому важно понять, что «провокации» 3-летнего ребенка – это не злостное ассоциальное поведение, это естественное проявление нормального развития ребенка. Другое дело, как обходиться в быту с этими проявлениями, которые подчас бывают изнурительными для всех окружающих? - Не пытаться настаивать жестоко на том, чтобы требования родителей всегда соблюдались. Если случай позволяет – попробуйте пропустить эпизод непослушания.
- Перевести по возможности острую ситуацию в игровую – например, начать вести себя парадоксально: например при одевании, вместо носка дать майку, переключив внимание ребенка.
- Имейти в виду, что есть несколько областей, где важно однозначно настоять на своем, даже при необходимости применить наказание – это все, что связано с безопасностью ребенка (острые предметы, лифт, эскалатор и т.д.).
- Не поддавайтесь на провокации ребенка сами, даже если чувствуете, что он пытается поссорить взрослыхмежду собой. Пусть вы применяете разные воспитательные стили, самое наприятное осложение детских поступков – это конфликты взрослых.
Период упрямства – закономерный и необходимый этап развития личности. Имнно в это время у детей начинается формироваться воля. К этому возрасту дети уже не нуждаются в ежеминутой опеке взрослых. Их физическое и умственное развитие, овладение речью дают им новую степень свободы, которая проявляется в самостоятельности во многих делах и стремлении самим принимат решение и делать выбор. Естественно, желания малыша далеко не всегда могут быть удовлетворены и не всегда они соответствуют требованиям его безопасности, общественным нормам, поэтому и возникают конфликты в воспитании. |