11.09.2023
Формирование основ здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста
Проблема раннего
формирования культуры здоровья актуальна и своевременна. Дошкольный возраст
является решающим в формировании фундамента физического и психического
здоровья. Ведь именно до 7 лет ребёнок проходит огромный путь развития жизни.
Именно в этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма,
закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на
этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового
образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической
культурой и спортом.
Здоровый образ –
активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся
жизнедеятельность ребенка в семье и дошкольном учреждении должна быть
направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные
познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная
деятельность педагогов и ребенка в течение дня.
Цель оздоровительной
работы в дошкольном учреждении – создание устойчивой мотивации потребности в
сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому большое
внимание уделяется в дошкольном учреждении правильно сконструированное
содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям
развития ребенка, учитывая современные программы, обеспечивающие приобщение к
ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты
здорового образа жизни
1.Рациональный режим. Режим – обоснованный распорядок жизни,
предусматривающий рациональное распределение времени, и последовательность
различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и
строгом, ежедневном его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования
организма. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит
здоровье и правильное развитие.
При проведении
режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
·
Крепкий сон - залог
гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно
ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой
формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени
соблюдать ритм сна и бодрствования.
·
Тщательный
гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
·
Привлечение детей к
посильному участию в режимных процессах.
·
Формирование
культурно-гигиенических навыков.
·
Эмоциональное общение
в ходе выполнения режимных процессов.
·
Учет потребностей
детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2.Правильное питание. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой
стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно
поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом
зависит состояние здоровья.
Основные принципы
рационального питания:
- Обеспечение баланса
- Удовлетворение
потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
- Соблюдение режима
питания.
Рациональное питание
детей оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост,
состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным
воздействиям. Важна регулярность, поэтому в выходные и праздничные дни
родителям рекомендуем придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в
дошкольном учреждении.
3.Рациональная
двигательная активность. Культура здоровья и
культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная
двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и
физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Средства двигательной
направленности
Физические
упражнения;
• Физкультминутки;
• Эмоциональные
разрядки;
• Гимнастика
оздоровительная;
• Пальчиковая
гимнастика, зрительная, дыхательная;
• Подвижные и
спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Основными условиями
формирования двигательной культуры являются:
Для успеха воспитания
двигательной культуры необходима организация целенаправленной системы
воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания
происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных
способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском
саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими
нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры
на свежем воздухе являются обязательными в нашем дошкольном учреждении. Не
должны стать исключением и выходные дни.
Кроме активного
развития костного скелета и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит
дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует
аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и
характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
4.Закаливание
организма
Закаливание
способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только
повышает устойчивость, развитие функциональных возможностей организма, и
повышение его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма
необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного
метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Если
закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на
организм ребенка: увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в
первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для
здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды,
повышается выносливость организма.
5. Сохранение
стабильного психоэмоционального состояния.
Психофизическое
здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в
которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом
здоровья. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое
здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и
индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт,
интересную и содержательную жизнь в семье и детском саду.
Отношения в семье являются основой
психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок
уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт
общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут
любящие родители, которым можно доверить все свои тревоги и неудачи, от которых
он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие
неприятности и невзгоды.
Для развития
психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы:
творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания
чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со
сверстниками.
6.
Соблюдение правил личной гигиены
Гигиенические
мероприятия должны стать для дошкольника обычными и необходимыми – этого можно
достичь регулярностью и ранним их введением.
Гигиеническая
культура столь же важна для человека и уход за собой дарит человеку ощущение
чистоты, здоровья. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов,
отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно
заботиться и, в первую очередь содержать в чистоте.
Приучать
ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, постель, горшок,
носовой платок, полотенце, зубная щётка, ложка, чашка.
Реализация данного
направления и задачи работы по
формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников
1.Формировать представления о том, что быть здоровым -
хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья.
2.Воспитывать навыки
здорового поведения.
3.Любить двигаться.
4.Есть побольше
овощей и фруктов.
5.Мыть руки после
каждого загрязнения.
6.Быть
доброжелательным.
7.Больше бывать на
свежем воздухе.
8.Соблюдать режим.
9.Помочь овладеть
устойчивыми навыками поведения.
10.Развивать умение
рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких.
11.Вырабатывать
навыки правильной осанки.
12.Обогащать знания
детей о физкультурном движении в целом.
13.Развивать
художественный интерес.
Главными
союзниками в нашей общей работе по формированию привычки к здоровому образу
жизни у малышей являются родители. И наша работа направлена на то, чтобы
доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только
они являются самым ярким примером и авторитетом для своих детей.
Таким образом, необходимо с
малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому
образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного
отношения к здоровью окружающих.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.09.2023
Дата обновления: 11.09.2023
Дата публикации: 11.09.2023