Психофизические особенности дошкольников и их поведение на дороге

22.10.2025

Психофизические особенности

дошкольников и их поведение на дороге

 

Дети младшего школьного возраста (6–10 лет) имеют психофизические особенности, которые проявляются в физическом развитии, развитии психических процессов, формировании личности и состоянии здоровья. Эти особенности связаны с сменой ведущей деятельности — учебной, которая сменяет игровую деятельность, характерную для дошкольного возраста

Физическое развитие

·         Интенсивный рост. Длина тела увеличивается на 4–5 см, вес — на 2–3 кг, окружность грудной клетки — на 2–3 см.

·         Неравномерный рост мышечных волокон. Быстрее развиваются крупные мышцы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса, мелкие мышцы — позднее. Из-за этого младшим школьникам труднее даются точные мелкие движения.

·         Приспособленность к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие (поддержание позы сидения), переносятся хуже.

·         Успешное освоение простых по координации движений — они состоят из одного-двух элементов, которые не требуют большой точности и больших мышечных движений.

Личность

·         Активно развивается мотивационная сфера — появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность чётко выполнить требования учителя, потребность в высокой оценке, в похвале со стороны взрослых.

·         Развивается самосознание — младший школьник осознаёт, что он — индивидуальность, которая поддаётся социальным воздействиям.

·         Формируются способы волевой регуляции: на первом этапе — вербальная инструкция учителя, затем, с развитием самосознания, волевой акт побуждается собственными потребностями ребёнка.

Здоровье

·         Повышенная утомляемость — работоспособность детей через 20–25 минут урока значительно снижается.

·         Неустойчивость организма к неблагоприятным воздействиям — костно-мышечная система ещё не устойчива к неблагоприятным воздействиям, чрезмерная физическая нагрузка быстро приводит к утомлению.

·         Высокая частота травм (например, переломов костей) — из-за резко возрастающей двигательной активности детей.

          

На безопасное поведение детей на дороге влияют психофизиологические особенности, связанные с восприятием, вниманием, реакцией и эмоциями. Эти особенности характерны для детей разных возрастов, и их нужно учитывать при обучении правилам безопасного поведения на дороге.

Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых или предоставленные самим себе около дома дети (особенно младшего возраста), мало считаются с реальными опасностями в силу психофизиологических особенностей высшей нервной деятельности, которые влияют на их поведение.

     Хочу такой сайт

Возрастные особенности влияют на реакцию детей на дорожные ситуации следующим образом:

 Дошкольники не обладают навыками безопасного участия в дорожном движении, как взрослые. Чем младше ребёнок, тем меньше у него представлений о правилах поведения пешеходов, пассажиров, водителей. Дошкольники неспособны предугадать все возможные варианты поведения водителя и в экстремальной ситуации легко впадают в состояние безысходной опасности, незащищённости, потерянности. 

·  У детей дошкольного возраста сужено поле зрения, они не могут определить расстояние до приближающегося автомобиля и уловить, с какой скоростью он движется. 

Дети, подходя к проезжей части, приступают к наблюдению, только подойдя к краю проезжей части или уже находясь на ней. Вследствие чего мозг ребёнка не успевает «оценить» ситуацию и дать правильную команду к поведению. 

Кроме того дети этого возраста (и некоторые взрослые) не могут определять реальную скорость машин. Вследствие этого дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Причем его небольшой рост он не может целостно обозревать то, что происходит на дороге. Примечательно, что скорость реакции на звуковой или световой раздражитель у детей 6-летнего возраста выше, чем у детей более старшего возраста. Однако из-за несовершенства многих нервно-психических функций много времени уходить на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого, что значительно увеличивает время реакции на раздражитель.

Как педагогам, так и родителям следует помнить, что нейропсихологическое созревание основных мозговых структур продолжается до 13 лет.


Ребенок-дошкольник по-разному воспринимает опасность, исходящую от различных транспортных средств: боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. 


В экстремальной ситуации, когда дошкольник поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется. Причем, чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. 

Существенно влияют на поведение ребенка в опасных дорожных ситуациях индивидуальные особенности.

Кроме того, на поведение ребёнка в опасных дорожных ситуациях влияют индивидуальные особенности. Например, ребёнок с сильной нервной системой при громком сигнале автомобиля реагирует быстро, а ребёнок со слабой нервной системой в этой ситуации может оказаться в замешательстве, испугаться, так как при сильных раздражителях у него возникает противоположная реакция — торможение.

Взрослому человеку, сопровождающему подвижного ребенка, при переходе через дорогу надо проявить бдительность, чтобы ребенок ни с того ни с сего не метнулся в сторону, отвлекаясь на товарища, собаку или другое, что его заинтересовало.

Недисциплинированность возбудимого ребенка в данном случае непреднамеренная, и бесполезно упрекать его за непослушание. Взрослый поступит дальновиднее, если сразу после садика, прежде чем отправиться в путь-дорогу, позволит ребенку минут десять потолкаться со сверстниками, разрядиться на «паутинке», «черепахе» или других играх.

В противоположность подвижным, медлительные дети более дисциплинированны. Но в случае непредвиденной ситуации их реакция более замедленная.

Важным условием работы по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства является взаимодействие с семьями детей и работниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Ребенок-пешеход всегда идет рядом или за руку со взрослым. Если родители нарушают правила дорожного движения, то тем самым они как бы дают негласное разрешение нарушать их своим детям.

Поэтому важно решать проблему не изолированно в детском саду, а в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Особое внимание следует уделить родителям детей, входящих в группу риска (слишком подвижные, активные или, наоборот, заторможенные, медлительные), предлагая им специально разработанные памятки, тематические буклеты.

Например, «Причины детского дорожного травматизма», «Советы психолога», «Соблюдение правил безопасности при выходе из дома, при движении по тротуару, готовясь перейти дорогу, ожидая транспорта на остановке»

 

Просмотров всего: , сегодня:

психофизические особенности.docx (скачать)

Дата создания: 06.11.2025

Дата обновления: 06.11.2025

Дата публикации: 22.10.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».