Арт-терапия на музыкальных занятиях в ДОУ
12.11.2024
Арт-терапия
на музыкальных занятиях в ДОУ
Дошкольное детство – один
из самых важных этапов в жизни ребенка.
В этот период ребенок
активно познает окружающий мир. Именно в детском саду ребенок получает первый
опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них,
учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные
знания.
Задача специалистов
дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания
ребенок получал в комфортных для него психологических условиях.
Психика ребенка очень
ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает
узнавать самого себя и этот мир вокруг.
С каждым годом увеличивается количество детей, приходящих
в детский сад с
серьёзными эмоциональными расстройствами.
Помочь таким
детям могут не только специалисты -психологи, дефектологи, но и музыкальные руководители, уделяя на своих музыкальных занятиях внимание дыхательной гимнастике, вокальным упражнениям и
ритмической работе. Эти занятия оказывают на
дошкольника значительное психотерапевтическое действие, снимая
нервно-психологическое напряжение.
Арт - терапевтические приёмы, применяемые
на музыкальных занятиях, не только
сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт
фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание
детьми самого себя, своего внутреннего мира.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ
психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это –
лечение творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия
ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть
мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с
помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов.
Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с
трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои
проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения
телом.
Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В
занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом
деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций,
создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а
взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в
его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным,
успешным, индивидуальным для каждого.
Показания для проведения детской арт-терапии:
•
упрямство;
• агрессия;
• страхи;
тики, заикание, навязчивости и др.;
• частая
смена настроения;
• задержки
речевого и психического развития;
• кризисные
ситуации;
• трудности
в общении со сверстниками и/или взрослыми;
•
возбудимости или апатичности;
• изменение
места жительства;
•
подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;
• потери
родительского контроля над ребенком, непослушании.
•
застенчивости и неуверенности в себе;
• агрессивность;
•
гиперактивность;
Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем
заключаются ее уникальные особенности?
- Создает
положительный эмоциональный настрой.
- Позволяет
обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо
причинам затруднительно обсуждать вербально.
-
Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными
чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.
Работа над
рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных
и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые
человек привык подавлять.
-
Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического
опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных
способностей в целом.
- Повышает
адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление,
негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
-
Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.
Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и
исцеления.
Основные
принципы занятий арт-терапией:
1.
Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания
невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2.
Поощрение и благодарность ребенку.
3. Педагог
должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о
себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты
ответов.
4. Важным
условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в
той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем
настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или
иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку.
Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной
деятельности, которая ему предлагается.
5. Нужно
использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на
занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь
ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают
работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые
канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим
моментом.
6. На
многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более
всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в
какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью
повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения
голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности
происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.
7. Главное
- получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и
черкания играют роль исцеления!
Задачи занятий с применение методов
арт-терапии
1.Развитие
творческих и коммуникативных способностей, познавательных процессов.
2.Стимулирование
творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»
3.Расширение
представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.
4.Развитие
уверенности в себе, повышение самооценки.
5.Сплочение
детского коллектива.
6.Снятие
напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
7. Снятие
эмоционального и мышечного напряжения.
8.
Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.
9. Развитие
чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
10.
Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.
Рисование
под музыку
Основа
музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого
организма, изменяя их активность.
На музыку реагирует сердечно-сосудистая
система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и
др.
Предложите
детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при
повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли
изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими
мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые
мелки.
В своей работе, на музыкальных занятиях я использую игры и приемы Арттерапии.
Суть этой технологии в том, что через музыку, сказку, рисование – дает выход внутреннему дискомфорту ребенка, сильным эмоциям, дает понять свои чувства, переживания и усвоить, и понять новый музыкальный материал.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.11.2025
Дата обновления: 11.11.2025
Дата публикации: 12.11.2024