04.10.2021
Надежное поведение обеспечивают только привычки,
а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или «не
перебегай проезжую часть». Только систематические, повседневные тренировки с
постоянным личным примером родителей, начиная с дошкольного возраста, когда
ребенка еще водят по улице за руку, -могут создать у него привычки.
Целесообразно
создавать у детей четыре вида навыков.
Первый - навык наблюдения. Ребенок
должен научиться видеть предметы. закрывающие обзор проезжей части, как
«предметы опасные» или «предметы, скрывающие опасность». Для этого ему надо
многократно показывать с тротуара эти предметы тогда, когда они скрывают или
только что скрывали движущийся автомобиль. Чтобы ребенок сам видел их в роли скрывающих:
стоящий автобус, грузовик, забор. У ребенка, собирающегося переходить проезжую
часть, при виде этих предметов должен возникать вопрос: «Что отвлекает мое
внимание при переходе проезжей части?! Осторожно могу не заметить опасность!»
Родители
должны показать ребенку с тротуара через дорогу автобус, на который можно было
бы успеть, и рассказать ему один-два случая, когда пешеходы (или дети),
стремясь успеть на автобус, не замечали приближающийся транспорт и попадали под
него. Тогда, возможно, ребенок будет наблюдать внимательнее и будет видеть
автобус через дорогу не только как автобус, нужный ему, но и как автобус,
отвлекающий внимание от опасности.
Пустынную
улицу или улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта ребенок
должен научиться видеть как улицу обманчивую, потому что именно на таких улицах
дети часто выходят на проезжую часть, не посмотрев по сторонам. Из двора или
из-за перекрестка неожиданно может появиться транспорт.
Второй - «навык сопротивления» волнению
или спешке. Когда ребенок спешит или взволнован, больше всего вероятность,
что он забудет обо всем и будет действовать по привычке (а привычки, напомним,
формируются в бытовой среде!). Поэтому, ступая на проезжую часть, спешку или
волнение надо оставить на тротуаре. При переходе - полное спокойствие, никакой
спешки. Этот навык надо тренировать у ребенка личным примером родителей.
Надо научиться себе говорить: «Петя, не спеши, минута не поможет».
Третий - навык «переключения на проезжую
часть». Тротуар отделен от
проезжей части улицы узенькой полоской бордюрного камня. Цвет у него такой же
серый, как и у тротуара или дороги. А между тем он разделяет два разных мира, в каждом из
которых свои законы. В первом ребенок проводит львиную долю своего времени и натренировывает
привычки. Во втором ребенок находится ничтожное время. Если бордюрный камень
тротуара -граница, за которой бытовые навыки не пригодны, надо научить
ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, выдерживать
хотя бы небольшую паузу для психологического переключения в связи с переходом в
опасную зону.
Четвертый
- навык «переключения на самоконтроль». Ребенок в быту привык двигаться автоматически, на основе привычек:
вижу - действую. Мысли в это время могут быть совершенно не связаны с
движением. На проезжей части такое доверие навыкам недопустимо. Ребенок имеет
ряд прочных навыков, использование которых на проезжей части смертельно опасно!
Значит, на проезжей части нужно следить за собой, участвовать в движении, в
оценке обстановки не только глазам но и мыслями. Не отвлекаться 10-15 с,
которые требуются для перехода проезжей части.